Программа рассчитана на 1 год
Пояснительная записка
Плетение из газетных трубочек – одна из редких методик ручной работы. Это декоративно – прикладное искусство создает мост между традициями и современностью. С одной стороны все необходимые работы производятся вручную. С другой стороны – расходным материалом для изготовления сувениров служат старые газеты и журналы, являющиеся побочным продуктом эры массовой и доступной печати на бумаге.
Опираясь на многовековой опыт плетения из лозы, используя основные приемы плетения, большое распространение находит в наши дни технология плетения из газетных трубочек. Доступность бумаги, как материала, ее простота в обработке привлекают детей. Работа с бумагой позволяет развивать творческие способности детей. А также трудолюбие, усидчивость в процессе выполнения практических работ. Кроме этого у учащихся повышается уровень интеллекта, комплекс таких психологических процессов: как внимательность, восприятие, воображение и художественный вкус. У учащихся активизируется творческое мышление, работает скорость, гибкость, оригинальность. При этом у учащихся улучшаются двигательные способности рук, глазомер, стабилизируется общее состояние, снижается тревожность. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с газетной бумагой, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с бумагой, газетами у обучающихся развиваются чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер. Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира. Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание качеств и свойств материала и его применение.
Программа кружка «Волшебная мастерская» рассчитана на детей 10-14 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 3 часа. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений относится не более 30% учебного времени. Сведения связаны с практической работой.
Программа разработана на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль).
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ü Обучающие:
· знакомство с основными понятиями и базовыми формами плетения;
· обучение различным приемам работы с бумагой;
· создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
· овладение детьми элементарными обобщенными технико – технологическими, организационно – экономическими знаниями.
ü Развивающие:
· развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
· развитие, внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
· развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
· развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев;
· развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству.
ü Воспитательные:
· воспитание интереса к искусству плетения;
· формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
· воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
· расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека;
· воспитание трудолюбия, художественного вкуса;
· совершенствование трудовых умений и навыков.
Ведущая идея данной программы —создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
v доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
v наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу
механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих
потребностей);
v научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов |
Введение. | ||||
Виды бумаги и ее свойства. | ||||
Газетная лоза. Заготовка газетных трубочек. | ||||
Виды плетения. | ||||
Способы оплетения верха изделия | ||||
Разновидности корзин, кашпо и основные приемы плетения | ||||
Цветное плетение. | ||||
Послойное плетение. | ||||
Разновидности узоров плетения. | ||||
Творческие работы учащихся | ||||
Резерв учебного времени. | ||||
Итого | 216 ч. |
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Введение. Техника безопасности при работе с бумагой и инструментами. План работы на учебный год. Просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек.
2. Виды бумаги и ее свойства.Сведения о видах бумаги, ее свойствах. Основные и дополнительные инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Практическая работа: освоение работы с газетной бумагой.
3. Газетная лоза. Заготовка газетных трубочек. Заготовка трубочек. Размеры и параметры заготовки. Беопасность работы с колющими предметами, клеем ПВА. Практическая работа: Заготовка трубочек из газеты.
4. Виды плетения. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек. Простое плетение; веревочка в 2, 3 трубочки; послойное плетение; спиральное плетение. Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения на тренажере. Простое плетение одной трубкой по одинарным стоякам. Плетение одной трубкой по сдвоенным стойкам. Стыковка трубок при простом плетении по сдвоенным стоякам. Стыковка трубок при простом плетении. Веревочка в 2,3 трубки. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Практическая работа: Отработка видов плетения на тренажере. Простое плетение одной трубкой по одинарным стоякам. Плетение одной трубкой по сдвоенным стойкам. Стыковка трубок при простом плетении по сдвоенным стоякам.
5. Способы оплетения верха изделия .Способы оплетения верха изделия. Способы закрепления, плетения дна. Наращивание дна. Плетение корзин с верхними и нижними загибками. Практическая работа: Плетение корзин с верхними и нижними загибками.
6. Разновидности корзин. Корзины с круглым дном Плетение круглых донышек, донышко-основа изделия. Способы закрепления, плетения дна. Наращивание дна. Корзины с овальным дном. Корзины - шкатулки. Декорирование корзин декупажем. Практическая работа: Плетение корзин с различными видами дна.
7. Цветное плетение. Окраска трубочек до плетения, использование различных тонировок. Цветоделение . Практическая работа: Окраска трубочек до плетения
8. Послойное плетение.Способы введения трубочек в плетение. Виды послойного плетения. Способы завершения послойного плетения. Практическая работа: Изготовление корзин с послойным плетением.
9.Творческие работы учащихся. Плетение сборных изделий. Понятие сборных изделий. Способы подгонки составных частей друг к другу. Пропорция изделий. Плетение сувениров. Плетение подарочных вариантов изделия. Изменение размеров изделия. Различные варианты изготовления ручек. Понятие о технологии выполнения плетеных изделий, значение последовательности операции. Украшение изделий дополнительными косичками, веревочками. Плетение изделий по памяти. Плетение подарочных вариантов изделий по самостоятельно составленным схемам. Особенности сочетания различных видов плетения. Правила подбора сочетаний. Примеры их использования. Практическая работа: Плетение сборных изделий , подарочных сувениров: кашпо с сердечками, колодец, мельница, черепашка, слон, улитка, рыбка, цветы, вазы и др .
Ожидаемые результаты:
· осваивание обобщенных способов создания различных поделок;
· развитие зрительно-моторной координации;
· конструирование из разного материала, умение создать образ поделки из частей;
· творческое дополнение поделок деталями;
· самостоятельный отбор средств выразительности, способов создания изображения задуманного образа , планирование работы.
· развитие творческих способностей у детей;
· сплочение детей;
· воспитание трудолюбия;
· интеллектуальное развитие, расширение кругозора.
Должны знать: -исторические сведения по развитию декоративно-прикладного искусства, в том числе основные приемы плетения; -традиции в русском лозоплетении; -основные приемы кручения и плетения базовых форм корзин и лукошек; -сведения о бумаге, ее видах и свойствах; -правила безопасного труда с бумагой и ножницами;
Должны уметь: -изготавливать простые и сложные предметы быта в технике плетения из газетных трубочек; -разбираться в схемах, чертежах, условных обозначениях; - работать по описанию; -в процессе работы ориентироваться на форму и пропорции изделия; -правильно организовывать рабочее место, использовать в работе ножницы, карандаш, линейку, клей ПВА, краску, лак