Патриотическое воспитание на уроке музыки и во внеклассной работе.
идентификатор: 240-767-998
Трубникова Г.Ю.
МБОУ СОШ №80
г. Воронеж
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В нашей школе разработана и функционирует Программа патриотического воспитания учащихся. Программа рассчитана на период с 2006 по 2011 гг.
Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего дороже Отчизны.
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя.
«Быть человеком – значит быть патриотом», - так ставили вопрос лучшие люди земли в прошлом и настоящем. Еще в древних летописях сказано: «Лучше на родной земле костьми лечь. Чем на чужбине в почете быть».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатна пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа, ее роль в этом плане невозможно переоценить. К сожалению, в последнее время патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому способствовало немало факторов: отсутствие общей государственной идеологии, которая могла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.
Д.Б. Кабалевский говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность. А сейчас, когда эстетическому воспитанию в школе придается все большее значение, как-то яснее видно, что годы учения – это время самого чуткого восприятия искусства.
Влияние школы на формирование внутреннего мира маленького человека должно быть сильным и правильным. И здесь полный простор для творческой инициативы учителя. В настоящее время в школах страны учителя музыки ведут уроки по программе Д.Б. Кабалевского, который считал, что главная цель урока – воспитание любви к музыке, к песне, и через них – к Родине.
Мне кажется, надо отметить, что у наших детей, да и вообще у молодежи в настоящее время усилилась тяга к разноплановой патриотической музыке. Лучше, наверное, спеть хорошую, даже «старую» песню, чем «новую», но не вызывающую никаких глубоких чувств и переживаний у человека. Песня, наполненная большим содержанием, проникающим в душу ребенка, может с успехом заменить несколько лекций на тему патриотизма.
Нужно отметить, что на уроке музыки в каждой параллели отводилось определенное количество часов для прослушивания и разучивания песен патриотического содержания. В этом году итогом изучения этих песен стал смотр-конкурс инсценированной патриотической песни в 5-8 классах.
Нужно отметить внешний вид учащихся, продуманное театрализованное действо, понимание и исполнение песен в определенном характере.
Для современного школьного обучения типично противоречие между массовостью школы и потребностями отдельной личности. Необходимость учета индивидуальных возможностей и интересов учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно?
Существует множество вариантов индивидуальной работы. Среди них не последнее место занимает одна из форм внеклассной работы – кружковая. Внеклассная работа по предмету по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением, но отличается от урока применением других форм деятельности учащихся, что способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Содержание работы кружка определяется интересами и подготовкой ребят. Мой опыт кружковой работы в ансамбле патриотической песни показывает, что дети очень любят выступать на сцене и видеть результаты своего труда.
Ансамбль патриотической песни «Пламя» был создан в 1999 году, возраст участников от 7 до 15 лет. За время своего существования его участники – как солисты, так и ансамбль в разных составах – занимали призовые места на различных районных и городских, региональных смотрах, конкурсах, фестивалях и концертах.
Но конкретной учебно-развивающей программы у нас не было. В 2006 году в нашей школе стала разрабатываться программа развития системы дополнительного образования, основное значение которой – развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Цели и задачи программы прямо перекликаются с целями и задачами кружка патриотической песни.
Опираясь на концепцию дополнительного образования школы, я решила разработать учебно-развивающую программу ансамбля патриотической песни «Пламя».
Основные разделы программы:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы.
3. Организационно-педагогические основы обучения (3 этапа).
4. Процесс обучения.
5. Этапы педагогического контроля (3 этапа).
6. организационно-методические программы.
7. Материально-техническое обеспечение программы.
8. Использованная литература.
9. Приложение (положение о конкурсе, из опыта работы и т.д.).
Разрешите раскрыть содержание некоторых из них:
Цели и задачи работы кружка следующие:
- обучение освоению особенностей характера учащихся; обучение осмысливанию и дифференцированию воспринимаемого материала в системе многообразия видов художественной деятельности;
- развитие музыкальности путем интонирования, т.е. звуковыражение мысли;
- привитие интереса и любви к песням патриотического содержания, исполнительству, объединяющему музыку, слова, театральное действо.
Задачи данной программы:
- в воспитании: уважение к историческому прошлому как к значимой области музыкального искусства;
- в развитии: способствовать совершенствованию вокального слуха, певческого голоса, певческого дыхания;
- в обучении: изучить и освоить творческие и исполнительские закономерности, приобрести навыки вокально-хорового исполнительства, изучить исторические традиции исполнения.
Организационно-педагогические основы обучения (3 этапа):
I этап: освоение манеры исполнения.
Как правило, в каждом музыкальном направлении своя манера исполнения.
II этап: работа без руководителя (выступление на сцене).
III этап: закрепление умений и навыков.
В связи с возрастными особенностями формируется 3 группы: младшая, средняя и старшая.
В процессе обучения составляется учебно-тематический план на каждый год обучения, который включает в себя следующие разделы четверти: темы теоретических занятий, количество часов, виды практической деятельности.
Сюда же входит и просветительская деятельность кружка – концерты, выступления на концертах, конкурсах по инициативе учителя.
Несколько слов об этапах педагогического контроля. В таблице указывается сроки, форма проведения мероприятия – открытое занятие или конкурс и какие знания, умения и навыки контролируются.
В организационно-методической работе:
1. Разрабатываются планы открытых занятий.
2. Готовятся расшифровки и аранжировки песен (запись дисков).
3. Проводятся праздники, утренники в школе, районе, городе.
4. Используется методика работ с ансамблем других школ.
5. Проводится работа над творческим обогащением и усовершенствованием данной программы (подготовительный этап).
6. Используются материалы военно-патриотического содержания в подготовке праздников, мероприятий и учебных занятий.
Итак, главное внимание в программе уделяется основным практическим вопросам развития и воспитания у детей певческих навыков и музыкального слуха, опираясь на военно-патриотическую тематику.
Главная задача учителя – прививать детям подлинную любовь к родине, воспитывать чувство ответственности за совершаемые действия, патриотизм, героизм.
Большая роль на занятии отводится вокально-хоровой работе. Только систематическая и длительная вокально-хоровая работа способна укрепить и развить слух и голос детей. Секрет педагогического мастерства заключается в том, чтобы от занятий к занятию с большой настойчивостью учить детей находить и понимать красоту в музыке. А воспитание ритмического чувства (иначе говоря, чувства музыкального движения), а также развитие точного интонирования, касается самого существа музыкального искусства. Только стройное, осмысленное пение ведет к нестоящей культуре музыкального слуха, а вместе с тем и к развитию художественного вкуса.
Ансамбль «Пламя» - объединение детей разного возраста по интересам.
Я надеюсь, что мои занятия, выступления помогут заложить в детях основу культуры, любовь и уважение к своему прошлому. Это способствует развитию гармоничной, творчески развитой личности, уважающей истории своей Родины.
Используемая литература.
1. В. Жуковский «Родного неба милый свет…»
2. Кабалевский Д.Б. Программа «Музыка» 1-3 класс, Москва: Просвещение, 2006.
3. Кабалевский Д.Б. «Три кита в музыке», Москва: Просвещение.