V4: язык и стиль научной работы
I:
S: Для текстов научного стиля не характерно (-а)…
- : широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и.т.д.
- : преобладание прямого порядка слов
+ : использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов
I:
S: К жанрам научного стиля относятся…
- : акт, комедия
- : дневниковая запись, реклама
+ : статья, учебное пособие
- : коммюнике, распоряжение
I:
S: К жанрам академического красноречия НЕ относится:
- : лекция вузовская, школьная
- : научное сообщение
+ : приветственное слово
I:
S: К жанрам научного стиля относится…
- : беседа, репортаж
+ : монография, тезисы
- : заявление, иск
- : характеристика, устав
I:
S: Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля:
- : преимущественное употребление существительных вместо глаголов
- : логическая последовательность изложения
- : научная фразеология
+ : широкое использование лексики и фразеологии других стилей
I:
S: В научных текстах обычно употребляются слова:
+ : анализировать, свойство, дистанционный
- : кооператор, гласность, безработица
- : следует, обязуется, назначается
- : лазурный, нескончаемый, предчувствовать
I:
S: К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся:
- : репортаж, очерк, фельетон
+ : реферат, монография, статья
- : закон, инструкция, постановление
- : рассказ, роман, поэма
I:
S: Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной речи являются:
- : непринужденный характер общения, эмоционально-экспрессивная окраска речи, лексическая разновидность
+ : точность, абстрактность, логичность, объективность
- : точность, стандартизированность, предписывающий характер изложения
- :эмоциональность, разнообразие изобразительных средств, метафоричность, содержательная многоплановость
I:
S: Тезис – это….
+ : основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения
- : мысль, высказанная субъектом речи
- : процесс приведения доказательства для обоснования какой-либо мысли
- : точка зрения субъекта речи
I:
S: В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
- : Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаров, Шаповалов
- : Чижов, Уфлянд, Ухов, Шаров, Шаповалов
- : Ухов, Уфлянд, Шаповалов, Шаров, Чижов
+ : Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаповалов, Шаров
I:
S: Для научного текста НЕ характерно:
- : смысловая законченность
- : целостность
- : связность
+ : эмоциональность
I:
S: Возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений достигается благодаря…
+ : терминам
- : междометиям
- : вводным словам
I:
S: Язык и стиль научной работы сложились под влиянием…
+ : академического этикета
- : классической литературы
- : живой разговорной речи
I:
S: Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
- : форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
- : предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
+ : авторское «я»
I:
S: Укажите строку, в которой верно указано общепринятое сокращение слов:
+ : в-во (вещество); т.к. (так как); т.о. (таким образом); доц. (доцент);
- : млрд. (миллиард); кг. (килограмм); наприм. (например);
I:
S: Укажите словосочетания, не принятые в научном стиле речи:
- : убедительные факты
- : сторонники метода
- : в результате поиска
- : наметим основные вопросы
+ : премного благодарен
I:
S: К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речи НЕ относится:
- : В первую очередь хотелось бы остановиться на…
- : Хотелось бы подчеркнуть, что…
- : Необходимо заметить…
+ : Я и представить себе не мог, что…
I:
S: К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речи относится:
+ : Таким образом, в работе нашло отражение…
- : Довожу до Вашего сведения, что…
- : Необходимо осуществить контроль…
- : Прошу Вашего разрешения…
I:
S: Выделенные в тексте слова являются…
Земная кора состоит из пород 3 основных типов – магматических,осадочных и метаморфических. Магматические породы образуются при остыванииикристаллизации магмы, поднявшейся из недр Земли. Осадочные породы формируются путём уплотнения и цементации рыхлых наносов, которые откладывались слой за слоем на дне морей и рек. Метаморфические породы – продукт изменения ранее существовавших породпод воздействием температур, давления и химических реакций в глубинных слоях земной коры.
- : профессиональными
- : разговорными
- : общеупотребительными
+ : терминами
I :
S: Выделенные в тексте слова являются…
Магматические породы формируются из расплавленной магмы. Их различают по текстуре, составу и условиям образования. Кислые магматические породы обычно светлые и имеют низкую плотность. Они содержат большое количество кремнезёма.Основные магматические породы более тёмные и плотные. В них гораздо меньше кремнезёма, зато много оксидов металлов – магния и кальция. Ультраосновные породы очень плотные. В них много магния. Основные и ультраосновные породы содержат минералы: оливин, пироксены, роговую обманку.
- : разговорными
+ : терминами
- : общеупотребительными
- : профессиональными
I :
S: Выделенные в тексте слова являются…
Животная клетка имеет тонкую внешнюю оболочку, позволяющую нужным веществам проникать внутрь, а ненужным – выходить наружу. Внутри оболочки заключена студенистая жидкость – цитоплазма, в которую погружены мелкие тельца – органеллы, выполняющие различныефункции. Главная органелла – это ядро. В нём находятся гены, определяющие строение клетки и её работу. Другие органеллывысвобождают энергию, содержащуюся в пище, выводятпродукты обмена веществ или защищают клетку. Клетки бактерий не имеют ядра, поэтому их называют прокариотными. С прокариотных клеток началась эволюция клеточных форм жизни на Земле.
- : общеупотребительными
- : разговорными
- : профессиональными
+ : терминами
I :
S: Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля.
+ : Научного
- : художественного
- : официально-делового
- : публицистического
I :
S: Диатомовая водоросль – это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твердой оболочкой-панцирем. Они бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника.
I :
S: Стиль (подстиль) текста…
+ : научно-популярный
- : собственно научный
- : газетно-публицистический
- : художественный
I:
S : Рубрикация – это…
- : краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
- : процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
- : перечень книг и статей, использованных в работе
+ : деление текста на логически самостоятельные составные части
I :
S : Библиография – это…
- : краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
- : процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
+ : перечень книг и статей, использованных в работе
- : деление текста на логически самостоятельные составные части
I :
S : Редактирование – это…
- : краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
+ : процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
- : перечень книг и статей, использованных в работе
- : деление текста на логически самостоятельные составные части
I :
S : Деление текста на логически самостоятельные составные части – это…
- : аннотация
+ : рубрикация
- : библиография
- : редактирование
I :
S : Перечень книг и статей, использованных в работе – это…
- : аннотация
- : рубрикация
+ : библиография
- : редактирование
I :
S : Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это…
- : аннотация
- : рубрикация
- : библиография
+ : редактирование
I :
S : Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это…
+ : текст
- : абзац
- : параграф
- : глава
I :
S : Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это…
- : художественный стиль
- : официально-деловой стиль
- : газетно-публицистический стиль
+ : научный стиль
I :
S : Лексико-фразеологический состав научного стиля характеризуется употреблением…
- : переносных значений слов
- : слов других стилей речи
+ : научной и технической терминологии
- : тропов
I :
S : Цитата – это…
- : передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
+ : дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
- : ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
- : выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
I :
S : Парафраз – это…
+ : передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
- : дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
- : ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
- : выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
I :
S : Плагиат – это…
- : передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
- : дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
- : ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
+ : выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
I :
S : Введение как структурный элемент научного исследования НЕ включает в себя:
- : обоснование актуальности темы
- : замысел работы, ее цель и задачи
- : предполагаемые методы и способы достижения поставленных цели и задач
+ : выводы и заключения
I :
S : Преамбула введения научного исследования…
- : содержит предварительные выводы исследования
- : (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
+ : насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
- : содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования
I :
S : Описательная часть введения научного исследования…
- : содержит предварительные выводы исследования
- : (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
- : насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
+ : содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования
I :
S : Текстуальная подводка введения научного исследования…
- : содержит предварительные выводы исследования
+ : (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
- : насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
- : содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования