Язык и стиль научной работы

Языкуи стилюнаучно-исследовательской работы следует уделять самое серьезное внимание, т.к. именно языково-стилистическая культура автора лучше всего позволяет судить об его обшей культуре. Язык и стиль научно-исследовательской работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в инте­грации собственной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и в письменной речи. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» на­учной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной ре­чи является формально-логический способ изложения материала. Это на­ходит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изло­жение состоит главным образом из рассуждений, целью которых являет­ся доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерны смысловая законченность, целост­ность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи. Чтобы указать на последовательность развития мысли следует использовать:

1.внача­ле, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.;

2. противоречивые отношения: однако, между тем, в то время как, тем не менее,

3. причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому,
благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к
тому же;

4. переход от одной мысли к другой; прежде чем перейти к ... обра­тимся к...рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть;

5. итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключении отме­тим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует ска­зать.

В качестве средства связи могут использоваться местоимения, при­лагательные и причастия: данные, этот, такой, названные, указанные и др., не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые пре­дупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мысленного пути.

Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить до­казательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» гото­вят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения. Слова «приступим к рассмотрению» могут заменить заглавие рубрики. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последо­вательность изложения, а потом в научном тексте очень полезны.

Такие устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как по­казал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказан­ное», «отсюда следует, что», используют, чтобы выразить связи между частями высказывания.

В научной прозе широко представлены относительные прилагатель­ные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходи­мые признаки понятий. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее».

Особенностью языка научной прозы является факт отсутствия экс­прессии. Отсюда доминирующая форма оценки - констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные при­лагательные употребляются в роли местоимений- Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает по­следовательность перечисления особенностей и признаков.

Обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема», т.к. эта форма служит для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования). Она употребляется также при описании хода исследования, доказательства и т.д.

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломной работы не используются.

Поскольку научная речь характеризуется строгой логической после­довательностью, поэтому для дипломной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, харак­терны сложные предложения различных видов с четкими синтаксиче­скими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с -..», «в связи с...» и т.п.

Объективность изложения - основная стилевая черта письменной научной речи, которая вытекает из специфики научного познания, стре­мящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень досто­верности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разум но), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (воз­можно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала явля­ется также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явле­ний, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определен­ные стандарты изложения материала. Так, описание результатов наблю­дений, например, можно оформить так: «Было выделено 4 группы...». Ис­пользование подобных конструкций позволяет сконцентрировать внима­ние читателя только на самом действии. Субъект действия при этом ос­тается необозначенным, поскольку указание на него в такого рода науч­ных текстах является необязательным.

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредо­точено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совер­шенно не употребляется форма второго лица местоимений единственно­го числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор научной работы вступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», счи­тая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенден­ции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производ­ных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению».

Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит мало­приятное впечатление. Поэтому автору дипломной работы следует при­бегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения.

Например: «Вначале выясняют причины неуспеваемости, а затем опре­деляют пути ее преодоления....». Употребляется также форма изложения от третьего лица, например: «Автор полагает...». Конструкции типа «Разработан комплексный подход к исследованию...», устраняют необхо­димость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необ­ходимости вводить в текст работы личные местоимения.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точ­ность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных ус­ловий, обеспечивающих ценность заключенной в тексте дипломной ра­боты информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Очень часто авторы пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевид­но», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» или «специальным исследованием» нередко указывают, что автор в пер­вом случае не знает, каким образом, а во втором - какое именно исследо­вание.

Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость науч­ности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия. Самое обычное понятие, обозначаемое общеизвестным словом, у таких авторов вдруг выступает под сугубо научным наименованием. Причиной неясно­сти высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе.

Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождеств­лять простоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с обще­доступностью научного языка. Популяризация здесь оправдана лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для массового читате­ля. Главное при языково-синтактическом оформлении текста научных работ, в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу, на который такие работы рассчитаны.

Краткость- это умение избежать ненужных повторов, излишней де­тализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста дипломной работы. Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с тем, чтобы в текст не попадали ненужные по смыслу слова. Такие слова в дипломной работе свидетельствуют не только о языковой небрежности ее автора, но и часто указывают на нечеткость представления о предмете речи или на то, что он просто не понимает точного смысла слова.

К речевой избыточности следует отнести и употребление без надоб­ности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить «ни­чего экстраординарного», когда можно сказать «ничего особенного»; вместо ординарный - обыкновенный, вместо индифферентно - равно­душно, вместо игнорировать - не замечать, вместо лимитировать - огра­ничивать, вместо ориентировочно - примерно, вместо функционировать - действовать, вместо диверсификация - разнообразие, вместо детерми­нировать - определять, вместо апробировать - проверять и т.д.

Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: «форсировать что-либо ускоренными темпами» (форсировать и означает вести уско­ренными темпами), «потерпеть полное фиаско (фиаско и есть полное по­ражение). Другая разновидность многословия - тавтология, т.е. повторе­ние того же самого другими словами, например: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек учеников» и т.п.

Краткость в передаче содержания научно-исследовательской работы достигается, благодаря различного рода сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упомина­нии повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках. Например: «Проверка и оценка знаний, умений и на­выков (ЗУН) учащихся осуществляется систематически. Установлено, что проверка и оценка ЗУН учащихся...».

По ходу изложения материала, автор научно-исследовательской работы периодиче­ски ссылается на авторитетный источник для того, чтобы подтвердить собственные доводы или критически разобрать то или иное научное про­изведение. Для этого приводят цитаты, прибегают к пересказу текста первоисточника, ссылаются на конкретные факты, установленные тем или иным ученым. То, как правильно оформлять цитаты в дипломной ра­боте, мы уже рассматривали в данном пособии, когда говорили о работе над литературными источниками.

В текст научно-исследовательской работы включается заимствованный у разных ав­торов материал. Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указать источник, на который делается ссылка.По месту расположения относительно основного текста научно-исследовательской работы ссылки бывают I) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст научно-исследовательской работы так ограничено, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. Су­ществует несколько способов связи основного текста дипломной работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в списке использованной литературы. В тексте дипломной работы этот номер берется в квадратные скобки. На­пример, Ерастов М.П. [12].

При указании в основном тексте на страницу источника, последняя также заключается в квадратную скобку. Например: [37, с. 145], что оз­начает 35-й источник, 145-я страница.

Подстрочные ссылки (сноски) на источники используются в тексте дипломной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чте­ние и не затруднять поиски при наведении справки. Сноски приводят в конце страницы, от основного текста они отделяются сплошной чертой. Для связи подстрочной ссылки с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры (арабской). Знак сноски располагают в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора. Сноски нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой сле­дующей странице нумерация ссылок начинается сначала [2,3,4].

В процессе выполнения дипломной работы, в частности при обоб­щении результатной опытно-педагогической работы, накапливается цифровой материал. Когда такого материала много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерно­стей, его оформляют в виде таблицы. Таблицапредставляет собой такой способ передачи информации, при котором цифровой или текстовой ма­териал группируется в колонки, отграниченные одна от другой верти­кальными и горизонтальными линейками.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица ____ - ________________________

язык и стиль научной работы - student2.ru язык и стиль научной работы - student2.ru номер название таблицы

Головка       Заголовки граф
язык и стиль научной работы - student2.ru         Подзаголовки граф
язык и стиль научной работы - student2.ru           Строки (горизонтальные ряды)
           
           

Боковик Графы

(графа для (колонки)

заголовков)

Рисунок 1 - Образец оформления таблиц

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитиче­ские. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обоб­щение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы вид­но, что...», «таблица позволит заключит, что...» и т.п. Часто такие таб­лицы дают возможность выявить и сформулировать определенные зако­номерности. В неаналитических таблицах помешаются, как правило, не­обработанные статистические данные, необходимые лишь для информа­ции и констатации.

Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф, гори­зонтальных и вертикальных граф основной части (см. приложение 4). Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в научно-исследовательской работе. Слово «таб­лица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номе­ром и точку после него не ставят (например: Таблица 3). Если в научно-исследовательской работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходи­мо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы ...

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что...

Если в дипломной работе две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таб­лица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например:

Данные анализа (таблицы 3) показывают, что...

В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова «смотри» - см., например:

Повторный анализ (см. таблицу 3 ) свидетельствует, что ...

Тематический заголовок определяет содержание таблицы и употреб­ляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформировать таким обра­зом, чтобы не дублировать тематический заголовок, в котором следует избегать употребление следующих слов: значение, величина, расчет, за­висимость.

По ходу изложения материала автор научно-исследовательской работы представля­ет отдельные виды иллюстративного материала. Иллюстрировать работу необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим те­мам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстра­ции. Основными видами иллюстративного материала в дипломной рабо­те являются: схема, диаграмма, график, фотография и др.

Схема - это изображение, передающего обычно с помощью услов­ных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо предмета или процесса и показывающего взаимосвязь их главных - элементов.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависи­мости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных. В соответствии с формой по­строения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В дипломных работах наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные.

Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Фотография - особенно убедительное и достоверное средство на­глядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необ­ходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.

Все иллюстрации в дипломной работе должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ос­новному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

1. Наименование графического сюжета, обозначаемого словом « Рисунок»;

2. Порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака
номера арабскими цифрами;

3.Тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

4.Экспликация, которая строится так: детали сюжета обозначают
цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.
Экспликации не заменяют общего наименования сюжета, а лишь пояс­няют его.

Пример:

Рисунок 4 - Результаты выполнения контрольного среза:

1- начало опытно-педагогической работы;

2- конец опытно-педагогической работы.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в дипломной работе. Ссылки не оформляются как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией, и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выраже­ния (рисунок 4), либо в виде оборота типа: «...как это видно на рисунке.4», «....как это видно из рисунка 4».

Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой ру­кописи, полезно обсудить основные положения ее содержания с научны­ми руководителями. Когда черновая рукопись готова, переходят к работе над беловой рукописью. Все нужные материалы собраны, сделаны необ­ходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководи­теля. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверя­ются и критически оцениваются каждый вывод, таблица, иллюстрация, каждое предложение и каждое отдельное слово.

Еще раз проверьте, насколько заглавие работы и название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточните композицию ди­пломного произведения, расположение материалов в их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в за­щиту своих положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно по­смотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго крити­чески, требовательно и без каких-либо послаблений [3, 4].

Вопросы

1. Какие методы анализа используются для оценки результатов педагогического воздействия?

2. Какие понимаются сведения под статистическими данными?

3. Что является важнейшей характеристикой выборки?

4. Перечислите некоторые способы статистической обработки полученного исследовательского материала

5. Какой способ является характерной особенностью языка письменной научной ре­чи изложением материала?

6. Что представляет собой такой способ передачи информации, при котором цифровой или текстовой ма­териал группируется в колонки?

7. Из каких элементов состоит таблица?

Наши рекомендации