Совершенствование форм воспитательной работы в начальной школе
· Максимов Юрий Геннадьевич, доцент кафедры ПиМНО
... Для применения новых форм воспитательной работы требуется: а) либо их поиск и внедрение в воспитательный процесс; б) либо совершенствование известных форм (при этом появляется тот или иной уровень новизны) и внедрение их в воспитательный процесс.
Существует несколько путей создания новых форм воспитательной работы. Приведем примеры некоторых из них: комбинирование нескольких форм в одной; перенос форм из одной отрасли в другую; модифицирование известных организационных действий; внесение в воспитательные формы нового содержания. Разработанные пути позволили нам разработать модель создания новых форм (См.Приложение 1).
Покажем исходные формы воспитательной работы, которые содержат элементы новизны, оригинальности и вносят данную составляющую в воспитательную работу с младшими школьниками.
Аукцион талантов. Данная деловая игра моделирует экономическую деятельность. В качестве продаваемой вещи может быть настоящий ценный приз (кукла, торт, билет в кино) или приз шуточный, но памятный: пуговица от костюма директора школы, шарж. Расплачиваться за право получить этот приз придется своими талантами. Ребята могут петь, танцевать, читать или показывать какие-нибудь трюки. За представление им выплачиваются «необычные деньги». Покупает вещь тот, кто больше сможет за нее заплатить этих денег.
Веселый экзамен, или азбука человеческих знаний. Экзамен чаще всего сдают индивидуально, в исключительных случаях – коллективно. Необходимо приготовить красивые экзаменационные билеты, на которых написано только одно слово, например, помидор, компьютер, НЛО. Учащиеся готовят выступление о данном предмете. В ответе могут присутствовать как научные факты, так и стихи, песни, разыгрывания. Награда предполагается так же «веселая». Вместо отметки «отлично» могут быть выданы 5 конфет.
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Эта форма работы позволяет ребятам и взрослым в живой, непринужденной обстановке обмениваться своими знаниями, мнениями, догадками. Она учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, мобилизуя знания, полученные из разных источников. Вот несколько тем:
1. Есть ли жизнь внутри Земли?
2. Какими будут города и села в будущем?
3. Возможна ли передача мыслей, чувств, приказов на расстоянии?
Воздушный хоккей. При игре в воздушный хоккей остаются те же самые правила, что и в настоящем хоккее. Вместо настоящих клюшек будут играть маленькими пластмассовыми, а вместо шайбы будет воздушный шарик. Таймы будут продолжаться по 10 минут. Создайте 2 команды, которые придумают интересные названия. Игрокам нельзя трогать шарик руками и ногами, нельзя играть за пределами площадки, нельзя использовать силовые приемы. За это последует удаление с поля на одну минуту. Пригласите веселого комментатора и приготовьте приз победителю.
Защита сумасбродных проектов. Группы детей создают собственные проекты, которые нужно придумать, разрекламировать и т.д. Проблемы для проектов могут быть на первый взгляд нелепыми, например, «замена городских автобусов на дирижабли», «Изъятие из русского алфавита буквы «Ы». Дети не боятся выдвигать самые смешные, неординарные и экстравагантные идеи. Жюри оценивает оригинальность, умение аргументировано защищать свои идеи.
Кис-пресс. «Кис-пресс» - это газета для кошек. Именно для кошек, а не про кошек. Разницу можно определить уже по названиям рубрик. В газетах про кошек пишут, чем кошек кормить, чтобы у них лучше была шерсть, о том, как уберечь мебель от кошачьих когтей и т.д. В газете для кошек можно открыть следующие рубрики.
1. «Кетленд» (рассказы о международных событиях).
2. «Муртервью» (интервью со знаменитыми кошками).
3. «Кошкономика» (заметки об экономических проблемах).
4. «От котюр» (новости высокой моды).
В отличие от обычных газет, информация в «Кис – пресс» подается от имени самих кошек. Корреспонденты смотрят на мир кошачьими глазами. Подробнее изучить эти и десятки других форм воспитательной работы можно в статье Л.Г.Горбачевой [1].
…В 4 классе предлагается провести классное собрание на темы «Дежурство учащихся по школе и по классу», «Наши читательские умения», «Наш класс в жизни школы». Эти собрания являются классическими, но стоит внести в них, что-то новое, оригинальное и данное мероприятие воспринимается иначе. Так на собрании «Наш класс в жизни школы» ребята создают портретную галерею «Герои нашего класса». Учащиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет. На собрании, где подводятся итоги дежурства, ребята выпускают газету, в которой запечатлено мнение класса о своем дежурстве и мнение школы о выполненном поручении. Коллективно создается редколлегия: оформители, журналисты, корреспонденты. К концу дежурства совместными усилиями выпускается газета.
В начальной школе непросто провести нравственный классный час. Ребятам трудно выслушивать нравственные назидания. В программе представлены нравственные классные часы на темы: «Я люблю, ты любишь, мы любим», «Мои мечты, мои желания». «От улыбки хмурый день светлей». Ребята заранее изготовляют коллаж улыбок звезд и фотомоделей. В ходе мероприятия работает группа над сочинением «Улыбчивые истории». Все истории, написанные ребятами, помещаются на коллаж с улыбками. Часть детей готовится к защите фантастических проектов «Земля без улыбки. Во что она превратится?»
Одной из форм воспитательной работы с детским коллективом является информационный час. В начальной школе он должен расширять кругозор детей, знакомить их с газетами, журналами, формировать пытливость ума. В программу вошли следующие информационные часы: «Газета нашей школы. Что в ней можно прочитать?», «Это интересно знать». Ребятам предлагается найти ответы на следующие вопросы.
Когда впервые появился карандаш? На чем писали люди до появления бумаги? Какими будут города и села в будущем? Существует ли снежный человек?
В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Так в план мероприятий вошла игра «Шоу-бизнесс», в которой имитировались современные рыночные отношения. На «Карнавале» каждая маска должна была проявить себя: принять участие в конкурсе «пуговица», «модельеры», нарисовать «прически» на летние темы.
По рекомендации классного руководителя психолог встречается с учащимися, проводит тематические классные часы, направленные на психологическое просвещение учащихся. Так предлагается провести классный час на тему «Кодекс чести класса», на котором учащиеся совместно с учителем разрабатывают правила взаимодействия в классном коллективе. Для этого используется диагностическая методика «Необитаемый остров». При проведении мероприятия «Мое воображение» используются упражнения «Комплимент», «Ассоциации», аутотренинги, сеансы релаксации [2].
… широко использовались элементы из телевизионных реалити-шоу. Учащиеся ставились в такие условия, когда они должны были сделать выбор: или их команда должна исключить из игры одного (нескольких) членов группы, или лишиться нескольких очков или получить дополнительное препятствие при упражнениях, выполняемых на быстроту. Опыт показывает, что дети не выбирают первого варианта. Однако и педагогу важно помочь детям сделать правильный вывод. В данном случае дети живут в коллективе и поступают они, не пренебрегая окружающими сверстниками ради собственных интересов. Успешно нами были проведены такие дела как «Зов джунглей», «Минута славы» и др. Еще раз хотим отметить, что большинство телевизионных шоу предназначено для взрослых, поэтому их необходимо адаптировать, совершенствовать так, чтобы можно было применить в начальной школе.
Отметим большое значение в использовании атрибутов и символов во внеклассных мероприятиях в начальной школе. Они оставляют в памяти яркий образ о радостных, важных моментах в жизни детей. Нами использовались в качестве таких символов -образов кассеты с видеозаписями наиболее радостных, значимых моментов в жизни класса. В некоторых случаях дети и даже семьи награждались такими подарками. Просмотр памятных событий позволяет детям равняться на свои лучшие достижения и образцы поведения, усиливает эмоциональную составляющую в поведении младших школьников.
Применение новых форм воспитательной работы, требует от учителя большей подготовки, но с приобретением опыта проведения мероприятия с элементами новизны, на его разработку времени будет тратиться меньше. Выбор новых форм воспитательной работы должен быть обусловлен выбором целей и задач и условиями учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Горбачева Л.Г. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. - № 8. – С. 20-27.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
3. Максимов Ю.Г. Учителю об инновационной деятельности. – Глазов: ГГПИ, 2003. -80 с.