Для использования при выполнении
артикуляционных упражнений*
Язык широкий положи И спокойным удержи.
(Упр. «Лопатка», «Б.шнчик»)
Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся,
(Упр. «Иголочка* — «Лопаточка»)
А потом пошел гулять, По ступенечкам шагать.
(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
(Упр. «Магяр»)
Гвозди, молоток и клещ-и — Нужные в работе вещи. Молоток стучит: «Тук-тук! Язычку я лучший друг».
(Упр. «Автомат»)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела —
И снова за дело.
(Упр. «Лошадка*)
Поиграю я в футбол И забью с разбега гол.
* Использованы как авторские тексты, так и известные детские стихи и загадки.
Очень сложная задача — Загонять в ворота мячик.
(Упр. «Забей в ворота гол»)
На крылечке полежал — (Упр. «Лепешка»)
На качели побежал.
(Упр. «Качели»)
Поспешил к себе во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела.
(Упр. «Заборчик»)
Наш Веселый Язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо...
(Упр. «Часики»)
Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них как блюдца.
(Упр. «Ушбка»)
Подражаю я слону: Губы хоботком тяну...
(Упр. «Хоботок»)
Губы сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочке Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду!
(Упр. «Трубочка»)
Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. А сейчас я дудочка, Дудочка-побудочка.
Мне понравилось играть, Повторю-ка все опять!
(Упр. «Заборчик» — «Хоботок» — «Трубочка»)
Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)
Язык «лопаткой» положи И спокойно подержи. Язык «иголочкой» потом Потянем тонким острием.
(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)
Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Чашку в рот мы занесем, Ее бока к зубам прижмем.
(Упр. «Чашечка»)
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.
(Упр. «Чьи зубы чище»)
Я лошадка Серый Бок! Я копытцем постучу. Если хочешь — прокачу. Посмотри, как я красива: Хороши и хвост, и грива.
(Упр. «Лошадка»)
На лесной опушке, Где жила кукушка. Вырос гриб волнушка — Шляпка на макушке. Наша Даша в лес пошла, Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки На лесной опушке.
(Упр. «Грибок»)
Все время стучит. Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит.
(Упр. в подражании стуку дяпиа: д-д-д)
Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой.
(Упр. «Барабан-fa)
На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает. Кошка спинку выгибает.
(Упр. «Киска сердится*)
На деревья, на лужок Выпал беленький снежок. Мы на саночки садимся И под горку быстро мчимся
(Упр. «Саночки»)
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
(Упр. «Лошадка»)
Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.
(Упр. «Заборчик»)
На парад Идет отряд. Барабанщик Очень рад: Барабанит, Барабанит
Полтора часа Подряд.
(Упр. «Барабан*)
Сани, сани Едут сами. Через горы и леса Едут сани-чудеса!
(Упр. «Саночки»)
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
(Упр. «Лошадка»)
Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. (Упр. «Грибок»)
Вот на крыше без опаски Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (Упр. «Мсьхяр»)
Маляры пришли втроем, Обновили старый дом: Был облезлый, скучный, голый, Стал нарядный и веселый. (Упр. «Маляр»)
Утром рано на лесной полянке Звонко, звонко зайчик барабанит: «Д-д-д-д, да-ды, да-ды». (Упр. «Барабан»)
Пирожки в печи пекла Хлопотливая пчела. Извела на пирожки Полнаперсточка муки.
(Упр. «Пирожок»)
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. | ||
Потерял пастух дуду. | ||
А я дудочку нашла, | ||
Пастушку я отдала. | ||
(Упр. «Трубочка») | ||
Грибочек, грибок, | ||
Масляный бок, | ||
Серебряная ножка, | ||
Прыгай в лукошко! | ||
(Упр. «Грибок*) | ||
На трубе мы все играем, | ||
Мы детишек забавляем: | ||
ту-ту-ту, ту-ту-ту! | ||
(Упр. «Трубочка») | ||
В барабан мы сильно бьем | ||
И все вместе мы поем: | ||
«Да-ды, да-ды, да-ды!» | ||
(Упр. «Барабан») | ||
Матросская шапка, | ||
• | Веревка в руке. | |
Тяну я кораблик | ||
По быстрой реке. | ||
(Упр. «Пароход») | ||
Осень! У тебя мы спросим: | ||
— Что в подарок принесла? | ||
— Принесла я вам муки — | ||
Значит, будут пирожки. | ||
(Упр. «Пирожок») | ||
Я хотел устроить бал | ||
И гостей к себе позвал. | ||
Взял муку и взял творог, | ||
Испек рассыпчатый пирог. | ||
(Упр. «Пирожок») | ||
На зеленой хрупкой ножке | ||
Вырос шарик у дорожки. | ||
(Упр. «Надуть щеки») | ||
ч |
Ходит город-великан На работу в океан.
(Упр. «Пароход»)
Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
(Упр. «Иголочка»)
Рос шар бел. Дунул ветер — И шар улетел.
(Упр. «Надуть щеки»)
Слоны умны, Слоны смирны, Слоны спокойны И сильны.
(Упр. «Хоботок»)
Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся.
(Упр. «Надуть щеки»)'
Паровоз без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел!
(Упр. «Пароход»)
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению
голоса у детей. — М., 1973.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб
ральным параличом.— М., 1989.
3. Генинг М.Г., Герман И. А. Обучение дошкольников пра
вильной речи. — Чебоксары, 1980.
4. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков. — М., 1984.
5. Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при от
крытой гнусавости и псевдобульбарном параличе // Из опыта
логопедической работы. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
6. Кузьмина И. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у
детей с моторной алалией. — М., 1977.
7. Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой.— М., 1989.
8. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с цереб
ральным параличом.— М., 1991.
9. Плотникова-Буйко В. Н. Использование игровых приемов для
развития артикуляционной моторики у младших школьников с це
ребральным параличом //Дефектология. — 1989. — № 2. — С.55—58.
10. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.
11. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произноше
ния фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
12. Репина 3. А. Нарушения письма у школьников с
ринолалией: Уч. пособие. — Свердловск, 1988.
13. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правиль
ной речи у детей дошкольного возраста. — М., 1968.
14. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей
с моторной алалией.— Киев, 1981.
15. Фшичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. А. Основы лого
педии. - М., 1989.
16. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произно
шения.- М., 1971, 1989.
17. Хватцев М.Е. Логопедия.— М., 1959.
18. Хватцев М. Е. Как самому избавиться от картавости. —
М, 1964.
19. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппа
рата.- М., 1969.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................... 3
Роль гимнастики в коррекшюнно-логопедической работе............................................... 5
Методические указания к проведению гимнастики......................................................... 9
УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ................................................. 14
Упражнения для мыши плечевого пояса................................................................ 14
Упражнения для мышц шеи................................................................................. 14
Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц...................................................... 15
Гимнастика мимико-артикуляторных мыши........................................................... 16
Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти.......................................... 17
Гимнастика мышц зева и глотки ......................................................................... 18
Упражнения для активизации мыши мягкого нёба.................................................... 19
Упражнения для языка................................................................................ 20
Гимнастика губ и шек......................................................................................... 29
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков с, с', з, з', ц........................................................................................ 31
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков ш, ж, ч, щ........................................................................................ 36
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков л, л'................................................................................................... 40
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укла
дов звуков р, р'.................................................................................................. 43
Гимнастика языка при ринолалии.......................................................................... 46
Пршожение. Использование игровых приемов для развития артикуляционной
моторики................................................................................ 53
Литература 62