Финансирование целевых программ города Братска
Наименование | 2011 год | 2012 год |
Количество целевых программ - всего | ||
в том числе | ||
долгосрочных | ||
ведомственных | ||
Количество федеральных и региональных целевых программ, реализуемых на территории города | ||
Объем финансирования целевых программ, всего, млн.руб. | 1 327,1 | 2 855,3 |
в том числе: | ||
за счет бюджета города | 1 105,1 | 1 747,7 |
за счет областного бюджета | 156,9 | 886,7 |
за счет федерального бюджета | 65,1 | 220,8 |
Реализация целевых программ в 2012 году осуществлялась по следующим основным направлениям:
Наименование | Количество программ | Удельный вес,% |
Количество целевых программ, всего | 100,0 | |
в том числе по стратегическим целям | ||
1. Повышение качества жизни и безопасности жизнедеятельности населения: | 90,2 | |
в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты | 56,1 | |
в сфере обеспечения безопасности населения | 7,3 | |
в сфере улучшения благоустройства и содержания территории города, обеспечения граждан жильем | 26,8 | |
2. Развитие экономического потенциала города | 4,9 | |
3. Совершенствование системы управления муниципальным образованием | 4,9 |
В условиях ограниченности ресурсных возможностей бюджета города, одна из самых важных задач администрации - максимально использовать каждую возможность по привлечению дополнительных средств на реализацию планов по социально-экономическому развитию города в рамках выбранных приоритетов развития города.
Проводимая в течение года работа обеспечила значительное увеличение по сравнению с 2011 годом участия муниципалитета в федеральных и региональных программах, решающих задачи развития инфраструктуры города, обеспечения горожан жильем, строительства социальных объектов, привлечение к реализации городских программ внебюджетных источников.
Важным механизмом бюджетной политики муниципального образования города Братска является система управления муниципальным долгом.
В целях минимизации обслуживания долговых обязательств города Братска, поддержания статуса города, как надежного заемщика обеспечено:
1) соблюдение верхнего предела муниципального долга города Братска, установленного решением Думы города Братска «О бюджете города Братска на 2011 год» - 486,0 млн.руб. или 16,3% от налоговых и неналоговых доходов бюджета;
2) объем муниципального долга не превышает экономически безопасный уровень (менее 25% от утвержденного годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета);
3) ликвидность единого счета бюджета города Братска;
4)улучшение структуры муниципального долга путем привлечения бюджетных кредитов.
В результате действий администрации города значительно снижены расходы на обслуживание муниципального долга,экономия за 9 месяцев 2012 года составила 17,3 млн.руб.
В рамках проведения работы по изменению структуры муниципального долга в виде замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами в декабре 2011 года из областного бюджета был получен бюджетный кредит в размере 100 млн.руб., в 2012 году проведена работа по его реструктуризации путем списания 99% задолженности по основному долгу в сумме 99 млн.руб. и платы за пользование кредитом в сумме 2 млн.руб. В настоящее время проводится работа по привлечению нового бюджетного кредита.
Решение вопросов повышения доходов бюджета города (налоговых и неналоговых доходов) и эффективного расходования бюджетных средств осуществляется программно-целевым методом в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городе Братске» на 2011-2013 годы.
Работа администрации по увеличению доходов бюджета города проводится по следующим направлениям:
- постановлением администрации города Братска от 19.04.2012 № 677 создана городская межведомственная комиссия по повышению доходной части бюджета города Братска. За 2012 год проведено 3 заседания, на которые приглашались должники по арендной плате за использование муниципального имущества, арендной плате за землю, рассматривались вопросы повышения доходной части бюджета в части повышения качества администрирования неналоговых платежей. По результатам работы комиссии в бюджет города дополнительно поступило 30,2 млн.руб.;
- разработан проект трехстороннего соглашения о предоставлении субъектами предпринимательства в налоговые органы сведений об арендаторах площадей в торговых центрах, крупных магазинах и объектах бытового обслуживания, используемых для осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время заключено 20 Соглашений с организациями и индивидуальными предпринимателями, сдающими площади в 28 объектах торговли и бытового обслуживания, количество арендаторов в которых составляет около 1,5 тыс., более 20 Соглашений находятся в работе. В результате проведенной с арендаторами работы, по данным налоговых органов города, за 9 месяцев 2012 сумма ЕНВД выросла на 13%, НДФЛ - на 27,7%, количество «нулевых» деклараций снизилось на 17% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года;
- участие администрации города в 2-х межведомственных комиссиях при налоговых органах по пополнению доходов бюджетов и легализации заработной платы, по результатам работы которой в бюджет города дополнительно поступило 6,3 млн.руб.;
- проводится информационно-разъяснительная и агитационная работа по повышению налоговой грамотности населения посредством официального сайта администрации города, телевизионных роликов, распространения буклетов, листовок и информационных плакатов.
Активная работа администрации в данном направлении отмечена региональным управлением налоговой службы - благодарственным письмом руководителя налоговой службы Иркутской области Константина Зайцева за эффективное взаимодействие с налоговыми органами и проведение информационно-разъяснительной работы в целях увеличения поступлений в бюджет и повышения грамотности населения;
- активизирована претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по платежам за использование муниципального имущества, своевременной передаче материалов в судебные органы и службу исполнительного производства для принудительного взыскания задолженности по данным платежам;
- проводится инвентаризация муниципального имущества с целью выявления неучтенного муниципального имущества и земельных участков, включения их в реестр муниципального имущества города, выявление на территории и последующее признание права муниципальной собственности на такое имущество;
- с 2012 года 148 муниципальных бюджетных и автономных учреждений переведены со сметного финансирования на субсидирование;
- разработаны и актуализированы 15 муниципальных правовых актовв сфере управления муниципальными финансами.
В результате эффективной работы главы администрации города с Правительством Иркутской области по установлению льготного тарифа на тепловую энергию для населения Правобережного округа города, бюджетная нагрузка города в 2012 году была снижена на 160 млн.руб., которые направлены на решение социальных вопросов местного значения в текущем году.
В 2012 году проведена масштабная работа по перестройке финансовой деятельности и кассового обслуживания муниципальных бюджетных и автономных учреждений,создана нормативно-правовая база и реализованы новые механизмы финансового обеспечения. Деятельность комитета финансов серьезным образом перестроена под мониторинг и проблематику нормативного финансового обеспечения бюджетной услуги. В структуре комитета финансов, в пределах имеющейся штатной численности, в марте 2012 годасоздан отдел бюджетных субсидий, организующий расчет и предоставление субсидий на исполнение муниципальных заданий и субсидий на развитие муниципальных учреждений.
Реформирована система муниципального финансового контроля, распределены функции и полномочия органов финансового контроля с усилением ответственности за результаты деятельности главных распорядителей бюджетных средств и учредителей муниципальных учреждений. С целью качественного улучшения финансового аудита управления бюджетными средствамив марте 2012 года в составе комитета финансов, также в пределах имеющейся штатной численности, создан отдел внутреннего финансового аудита.
Одним из важных направлений совершенствования механизма управления бюджетными ресурсами является управление муниципальным заказом. Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью эффективного расходования бюджетных средств, обеспечения прозрачности действий органов местного самоуправления при размещении и исполнении муниципального заказа для всех заинтересованных лиц, построения честных и открытых отношений между муниципальной властью и бизнесом.
Процедуры по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в городе проводились оперативно и профессионально. За период работы контрольными органами в сфере размещения муниципального заказа (Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области) нарушений законодательства о закупках не выявлено.
По состоянию на 22.11.2012 объявлено о проведении 756 процедур по размещению муниципальных заказов на общую сумму 712,7 млн. руб., из них 65- для субъектов малого предпринимательства.