Управление и финансирование целевых программ на разных уровнях управления.

Осн формой перспективного гос планирования -разработка целевых программ.Они явл важн инструментом, объединяют усилия для реш среднесроч и долгосроч проблем экон политики страны. Целевые программы(ЦПР) - это плановые документы, разрабат на основе программно-целевого метода планирования для реш наиб важных проблем; Это увязанный по ресурсам, исполнит и срокам осущ комплекс научно-исслед, производст, соц-эк, орг-хоз мероприятий, обеспечивающих эффект реш задач в обл гос, эк, соц и культ развития РФ. Сущность -выбор целей соц - эк развит, опред задач для каждого этапа и мероприятий по их достиж. Условия– правил опред-е приоритетов и объекта управл разного уровня. ЦПР- разраб на долгосроч и среднесроч перспективы и составл на всех уровнях – от предприятия до нац и между-н уровней. Цель пр д.б. измерима, ясно выражена, а система меропр – разраб с учетом достиж промежуточных и осн целей программы. Принцип – соподчиненность целей, согласованность меропр м собой по ресурсам и исполнителям.Виды ЦПР по содерж: соц – экон; науч-техн; производст-экон; орг – хоз. По значимости м иметь статус: презид,фед, рег (респ, края, обл), местных (районы, округа). Создан Центр президентских программ Администрации Президента РФ.

Процесс:Комплексные программы : на подпрогр. Подпр вкл задания, направленные на реализ одной или нескольких задач, опред промеж цели. Программы финансир за счёт гос бюдж, местных б, внебюдж источников. Подготовка проекта концепции цел пр и проекта цел пр, разработка кот осущ по реш Правительства. Правительство РФ опред гос заказчиков, отвечающих за реализ программ. Гос заказчикам выделяются необход фин ресурсы. Органы исполнит власти и суб РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необход их реш на основе программ. По поручению Президента РФ Центр Презид программ проводит экспертизу предложений. Прошедшие экспертизу предложения - в Правительство РФ для прораб и реализ. На стадии разраб показатели пр явл рекомендательными, а на реализ – обязательными для всех её участников. В программе гос обозначает вариант развития в соотв с проводимой политикой. Источники финансир-я: 1.К внебюдж ист: взносы участников реализ программ( предпр и орг гос и негос секторов эк); отчисления от прибыли заинтерес предпр; кредиты банков, средства фондов и общ орг, заруб инвесторов на основе долевого участия-законодат-во об иност предприят-ях, заинтерес в реализ программ ( отдельных меропр). 2.Реш проблем в совместном ведении РФ и суб осущ за счет средств бюдж суб. 3.Для финансир за счет средств фед бюдж Министерство эк развития и торговли РФ совместно с Министерством финансов в сроки, устанавливаемые Правительством для формир фед бюдж на очередной фин год, направляют в Правительство перечень ФЦП, предлагаемых к финансир за счет средств фед бюдж, и предложения по объемам их финансир. При сокращ V бюдж финансир гос заказчик разраб доп меры по привлечению внебюдж источников, средств бюджетов суб для реализ целевой программы в установл сроки.

В 10 Нацпроекты, их специфика в решении проблем социально-экономического развития РФ.

Программа приоритетных нац проектов была сформулирована президентом Р Путиным 2005 г.Гос определило наиб важные для чел сферы, определяющие качество жизни и формир чел капитал, образ и здоров нацию- развитое и сильное гос. А именно: Достойное жилье, кач образов-е, доступное мед обслуж и развит сельс хоз .(ПР:нац. проект «Образование», нацпроект в сфере здравоохр, нац.проект «Жилье», нацпроект «Развитие АПК») От состояния этих сфер зависит соц самочувствие общ, демограф состояние страны. НП реализ на всей терр,всех суб, в муниц районах и городских округах- создает основу для их устойчивого экон и соц развития.

1 Сфера здравоохр: осн задач опред: сниж заболеваемости и смертн нас, оказании макс высокотехнолог мед помощи. В ходе реализ нацпроекта увелич соц защищенность мед персонала, улучш обеспечение автотрансп средствами. В МО разраб муниц целевые программы, например, по развитию скорой мед помощи. 2 области образования: задачи: повыш качества проф образ, доступности общ образ – это активизирует инновац деят-ть в образовании, обеспечить соврем учеб матер, создать условия внедрения и использ информ и коммуникац техн. Увел зарплата учителей, школы и учителя – обладатели спец грантов. В муниц районах разраб программы предусматривающие софинансир в капремонте и в компьютеризации. 3 Нацпроект «Развитие агропромышл комплекса» власти сельских МО занимаются ? стимулир малых форм хозяйствования и развит животноводства, обеспеч жильем молодых сельск специалистов.

Проблемы– норм-прав регулир участия органов мсу в реализ нац проектов: их полномочия и ответственность.В регионах - разраб норм прав актов опред взаимод органов гос вл суб с органами мсу. Среди приоритетных Нацпроектов как наиб сложн: нацпроект «Доступное жилье». При реализ предусм этим проектом меропр роль органов мсу, ключевая. Связана с подготовкой и предоставл земельных участков, для жил строит-ва. Что требует фин затрат и реш управл задач. Органы мсу д научиться эффект готовить участки под жил строит-во и грамотно распоряж ими. Порядок предоставл земучастков изложен в статьях Земельного кодекса РФ и в ФЗ 2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ». Попытки скупки перспект зем участков с целью их послед перепродажи.

В 11Центральный банк РФ: его статус, функции и специфические задачи.

Банковская система – совокупность разл видов нац банков и кредит учрежд, действующих в рамках общ денежно-кредит механизма. ЦБРФ -главным банком гос, он независим от распорядительных и исполнит органов власти. В структуре гос власти РФ и в рос ден-кред системе ЦБ занимает особое место. Он явл эмиссионным центром, органом гос контроля за деят-тью др фин-кред институтов. Явл коммерческим и гос предприятием, кот на платной основе финансирует др кредит учреждения. ЦБ РФ - экон самост учрежд, он осущ свои расходы за счет собств доходов. ЦБ проводит гос эмиссионную и валютную политику, явл ядром резервной системы. Явл юр лицом. Имеет печать с изобр Гос герба Р Ф и со своим наименованием. ЦБ явл главным звеном любой банк сист. Продуктом банка явл формир платежных средств (ден массы), услуги в виде предостав кредитов, гарантий, консультаций, управл имуществом.Статус, цели деят-ти, функц и полномоч ЦБРФ опред КРФ, ФЗ о ЦБ РФ и др ФЗ. Функции и полномочия, предусмотр КРФ и ФЗ, Банк России осущ независимо от др фед органов гос власти, органов гос власти суб и органов мсу. ЦБ призван быть: эмиссионным центром страны; банком банков; банкиром правит-ва; гл расчетным центром страны. Целями деят-ти явл: защита и обеспечение устойчивости рубля; развит и укрепл банк сист; обеспеч эффек функционир платежной системы. Осн задачи ЦБР:- регулир денеж обращения, - обеспеч устойчивости рубля,- провед единой Д-КП, защита интересов вкладчиков, - надзор за деят-тью коммерч банков и др кред учрежд.- осущ операций по внешнеэк деят-ти.

ЦБ РФ осущ денеж-кредит регулир эк гос путем установления норм обязат резервирования коммерч банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерч банкам, доведения до них экон нормативов, провед операций с ценн/бумагами. ЦБ РФ осущ рефинансир коммерч. б., предоставляя им краткосроч кредиты и выступая кредитором последней инстанции. Инструменты Цб: Операции на открытом рынке, Политика учетной ставки , Политика мин резервов . Особый конст статус явл следствием невозм отнесения его к к-л ветвей гос власти по причине уникальности осущ им функции. ЦБ явл важн элементом банк систстраны, больш воздействие на функционир и жизнед-ность гос и общ. Функции ЦБ РФ: 1.осущ контроль над деят-тью бан­ков. 2.регулирует предложение денег в интересах экон в целом. 3) с Правительством разраб и проводит единую гос ден-кред политику; 4) осущ эмиссию наличных денег и организует наличное денеж обращ; 5) явл кредитором последней инстанции для кред орг; 6) правила осущ расчетов и провед банковских операций; 7) управл золотовалютными резервами Банка России; 8) банковский надзор; 9) валютное регулир и контроль 10) анализ и прогноз состояния экон в целом и по регион, прежде всего денеж-кредит, валютно-фин и ценовых отнош, пубикует;Законодательство: ФЗ2002 N 86-ФЗ (с изм. от 21.11.2011) "О ЦБРФ","Бюдж К РФ ст155. Бюджетные полномочия ЦБРФ, ФЗ 2011 N 371 "О федер бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г"

В 12. Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике.

Общ инст- это устойчивая совок людей, групп, учрежд, деят-ть кот направл на выполнение общ функций. Сферы жизнедеят общ содержат различные общ институты. Одна из сфер Экономич – отнош в процессе матер пр-ва. Институты эк сферы: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Банки — спец эк институты, образующие основную группу кредит учрежд и реализ функции накопления денеж средств, предоставл кредитов, ведения денеж расчетов, эмиссии средств обращения, выпуска ценных бумаг.ВидыБ: центр эмиссионные; инвестиц; сберегат; спец назнач. Банк система Р вкл: центр банк; коммерч банки; спец кредитно-фин учрежд.

Сущность и функции банка опред его роль в экон. Роль-его назнач, то, ради чего он возник, сущ и развив. Банк как инстит обмена, работает на него, и на цели потребителей банк услуг. Влияние роли банка на общеэк показатели -на примере его деят-ти в области кредитования. В период эк кризисов потреб в кредитах растет. Рост кредитов не сопровожд адекватным возвратом.Ввызывает знач рост просроч платежей.Вызывает убытки.Поэтому при кризисе банки сокращ объемы своих кредит операций.

Банк с позиции собственности - неоднородн институт. Центрбанк чаще явл собственностью гос. Осущ свою деят-ть на макро уровне, выступает как общенац институт, проводящий политику в интересах гос, нации в целом. Выступая как экон институт,не ставит задачей получ прибыли. На прибыль работают– коммерч банки, выступ как акционерные, кооперат, частные б. Они раб ради прибыли их клиентов. Б возникли из-за опред общ интереса — заинтересов хозяйства в функционир института.

В РФ функционир двухуровневая банк система: 1)1 ур – Центр.банк (эмиссионный-доп выпуск денег). Функции ЦБ: 1.Денеж эмиссия. 2.Регулир денеж обращ.3.Реализ офиц ден-кред и валют политики. Осн задачи ЦБ: Провед политики гос в обл денеж обращения, кредита и расчетов, обеспеч устойчивой покуп способности денеж единицы, регулир и контроль деят-ти коммерч б. 2)2 ур - частные и гос банковские институты или коммерч банки. К ним относят: - коммерч (депозитные) банк – деят-ть связана с приемом депозитов и выдачей краткосроч кредитов; - инвестиц б - помещение собств и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками м предпринимателями, нужд в средствах и вкладчиками средств на длит срок; - ипотечные б - предоставляют долгосроч кредиты под залог недвижимого имущества; - сберегат кассы и кредитные общества; - страхов и пенсион фонды. В РФ 6 специализир гос б: 1.Гос Центр Банк (Госбанк). 2.Промышл-строит банк (Промстройбанк). 3.Банк агропромышл комплекса (Агропромбанк). 4.Банк жилищно-коммун хоз и соц развития (Жилсоцбанк). 5.Банк трудовых сбережений и кредит насел (Сбербанк). 6.Банк внешнеэкономических связей (Внешэкономбанк). Законы: ФЗ от1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деят-ти", ФЗ от2002 N 86-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О Центральном банке РФ (Банке России)"

В 13 Государственный кредит и организация управление государственным долгом.

К-Это сумма денег, предоставленная по кредитному договору заемщику на условиях возвратности и платности. ГК- система отношений м гос-ом и общ-ом(юр и физ л) по поводу заимствований денежн средств.ГК – одна из форм кредитных отношений, имеющая признаки кредита: возвратность, платность(%), возмездность, срочность(макс ипотечные к до 84 лет), обеспеченность. Используя ГК как основной фин инструмент, гос м стимулировать развитие отечеств произв-ва и сдерживать инфляцию. Осн задача ГК: 1привлеч средств для покрытия бюдж дефицита. Роль гос в кредитных отношениях:1.норм-организац роль, 2.регулирующая(гос заинтересовано что б все брали К, выгодная ер политика), 3.Непосредственное участие.От кредита ГК отлич тем, что привлекаемые фин ресурсы прямо связаны с сферой гос финансов. Функции ГК: 1 стабилизирует бюджет и всю деят-ть гос(покрывает дифецит), 2. экономическая(ГК важный элемент в поддержке производителя), 3.социальная(соц накопления на будующее-софинансирование пенсии), 4. финансовая. Формы участия гос в кредитных отношениях:1.применение инструментов классического кредита, 2 применение инстр ценных бумаг, 3.развитие гос сберегательного дела(касса), 4.образование гос страховое дело-самое выгодное, 5система гос банков, 6 печать денег. Субъекты гос КР: Минфин, ЦБРФ,Пенс фонд, Сбербанк.

Гос долг (ГД)–обязательства возникающие в связи с заимствованием(фед правит-во и суб РФ). Это сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. займам, полученным кредитам, включая % и выданные государством гарантии.ГД делится на: Внешний долг – долговые обязательства РФ перед иностр гос и между-н орг, юр лицами в иностр валюте. Внутренний долг –долг обязат-ва РФ перед физ и юр л в нац валюте. Долг перед гражд по утраченным сбережениям. Гос внутр долг состоит из: - кредиты, полученные правительством РФ; - гос займы; - др обязательств гарантированных правительством РФ. Так же сущ Муницип долг.

Гос ценная бумага(ГЦБ)- облигация еот выпускается гос, для привлечения доп финанс ресурсов.Это одна из форм заимствования. Сущ для покрытия гос бюдж дефицита, для создания доп фондов. Характеристики:1 период обращения до 30 лет, 2.номинальная стоим-ть на бумаге, 3. распространяет ЦБ, размещает их в коммерч банках, за рубежем. 4 текущая доходность ГЦБ обратно пропорциональна курсу.

Главные кредиторы-внешний долг-: между-н орг, Правительства гос(парижский клуб), Коммерческие банки (Лондонский кл)

Управление ГД - совокупность действий гос, связ с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов. Способы управления ГД:1) вторичный рынок гос облигаций, где обращаются цен бумаги предыдущих выпусков. Операции на перв и вторичн р осущ дилером, среди кот крупные инвестиц и универсальные банки; 2) погашение займов, выплата % по гос займам за счет бюджетных средств; 3) ограничение роста ГД путем установления лимита. (когда ГД достигает опред лимита, ценные бумаги не выпуск и гос сокращ свои расходы;) 4) гос вправе уточнять первонач условия займа–конверсия. 5) часто гос не изменяя доходности облигации превращает краткосрочн обязательства в средние и долгосрочн –консолидация ГД.;6) способом реш проблемы ГД явл банкротство- гос аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

ГД РФ явл ее долговые обязательства перед физ и юр лицами, иностр гос, межд-н орг и иными субъектами международного права, включая обязательства по гос гарантиям, предоставленным РФ. ГД РФ полностью обеспечивается всем находящимся в фед собственности имуществом, составляющим гос казну.

Юридическими формами долговых обязательств явл кредиты, полученные правительством, гос займы, полученные посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства, других долговых обязательств, гарантированных Правит-ом. Вопросы гос займов регламентируются Бюдж кодексом РФ. Долговые обязательства РФ : краткосроч (до 1 г), среднесроч (от 1 до 5 лет) и долгосроч (от 5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, не могут превышать 30 лет. Изменение условий, сроков выплаты и размера %, не допускается.

!!! Управление ГД РФ осущ Правительством РФ. Управление ГД субъекта РФ - органом исполнит власти субъекта РФ. Управление муницип долгом - уполномоченным органом мсу.!!!РФ не несет ответственности по долговым обязательствам суб РФ и МО, если нет гарантии.и наоборот.

С помощью гос внешних заимствований РФ покрывается дефицит фед бюджета, а также погашаются ее гос долговые обязательства. Осущ внешние заимствования от ее имени- Правительство РФ , уполномоченный Правительством РФ ответственный фед орган исполнит власти. Правительство РФ вправе осущ внешние заимствования в объеме свыше установленного ФЗ о фед бюджете на очередной фин год. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

!!!1.Бюджет- документ, сколько надо собрать-потратить. Казна- все имущ-во кот находится в собственности гос.2. Дифицита бюджета в РФ2011 г –нет!!! Правовая база: Бюдж Кодекс, Гражд К, Законы о банках и банк деят-ти, З об особенностях эмиссии и обороте ценных бумаг, З о восстановл и защите сбережений граждан. ВВП РФ 2011= 50 тыс руб ГКО-гос краткосрочная облигация. НСО-необход соц набор Внешний долг РФ= 60 млд долл=20 тлн руб

ГД-гос долг, ГК-гос кредит

В 14 организация, методы и практика антимонопольного регулирования в РФ.

Монополия– это такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец к-л товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей . Исключительное право гос, предприятия, орг, торговца (принадлежащее одному лицу, группе лиц или гос) на осущ к-л хозяйственной деят-ти. М явл прямой противоположностью конкурентному рынку. Выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию. Особенности М: на рынке -только одна фирма и множество покупателей её продукции; нет аналогов товарок кот предлагает эта фирма; полный контроль м над ценой и объемом продаж; наличие преград для вхождения на рынок др фирм.

Антимонопольное Регулирование – это комплекс экон, администр, законодат мер, осущ гос и направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции. Цели АМР:- способствовать развитию конкурентной среды хозяйствования.- более сбалансированное народ хоз-ва.- сниж инфляции.- укрепление рубля, путем сниж темпов роста цен. - расшир ассортимента товаров и наращивание объема их выпуска. Задачи АМР: обеспечение эффект развития стратегически важных монопольных структур, огранич негативных проявлений монополистической деят-ти, постепенная демонополизация экономики, недопущение возникн новых монополий, содействие возникн и развитию конкурентных структур, создание условий для нормальной конкуренции (законод база, безопасность, информ условия, пресечение коррупции).

Главные инструменты АМР: нормат-прав регулирование (совершенное АМ законодательство), ценовое и тарифное регулир, недопущение возникн монопольно-высоких и монопольно-низких цен, налогооблож, ликвидация внутр и администр тарифов по передвиж товаров м/у регионами, Облегчение входа на рынок новых хозяйств S.Методы АМР: 1)АДМИНИСТРАТИВНОЕ (законодательное) регулирование.С помощью антимон законов гос осущ прав и администр регулирование деят-ти монополий, создавая условия для конкур. 2)МЕТОДЫ НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ – правительственные заказы, налоги, проценты. Гос имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах рынка. С помощью методов АМР, правительство -как инструмент гос поддержки бизнеса, содействующий развитию рыночной экон.

Антимон политика гос - экон политика гос, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монопол деят-ти. Демонополизация- политика гос, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции.

Законы: ФЗ от2006 "О защите конкуренции", Распоряжение Правит-ва РФ от 2009 Об утверждении Программы развития конкуренции в РФ», Закон РСФСР от.1991 (ред. от 2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на рынках", "Кодекс РФ об администр правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред..2012)Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция, ФЗ о рекламе. Монополии:РЖД, Газпром, РАО ЕС(росс акционер общ-во электросети-Чубайс)

ГОС АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - в РФ для проведения гос политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деят-ти и пресечению недобросов кон куренции в составе Правительства образован Гос комитет РФ по антимоноп политике и поддержке новых экон структур. Федер антимоноп служба (ФАС России) — фед орган исполнительной власти, осущ функции по контролю и надзору за соблюдением закон о конкуренции на товарных рынках и на рынке финанс услуг, естественных монополий, рекламе, размещении гос заказов, изданию в пределах своей компетенции нормативных и правовых актов в установленной сфере деятельности. ФАС подведомственна Правительству РФ. Служба представляет в Правит-во ежегод доклад о результатах своей деят-ти. В структуре антимоноп ведомства находятся терр управления ФАС Р и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. В структуру ФАС входит 82 терр управления. ФАС России создана в соотв с Указом Президента России марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства по антимоноп политике и поддержке предпринимательства.

Наши рекомендации