Контрольно-измерительные материалы

Программа итоговой аттестации выпускников магистратуры по направлению

« Историческое образование».

В качестве итоговой аттестации, завершающей обучение в магистратуре по направлению «Историческое образование», предполагается государственный экзамен по теории и методике исторического образования.

Итоговая аттестация имеет своей целью выявление уровня профессиональной компетенции выпускников магистратуры, их готовности к профессиональной деятельности в области исторического образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта выпускник магистратуры должен конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения истории; проектировать и реализовывать содержание исторического образования в соответствии с современным состоянием науки; владеть методами исследований, применяемыми в области исторического образования. Таким образом, государственный экзамен направлен на определение уровня теоретической и практической подготовки магистрантов.

Программа итоговой аттестации отражает основные компоненты содержания курса «Теория и практика современного исторического образования» истории, который в отличие от аналогичного курса у бакалавров выходит за рамки базовых тем методики и анализирует актуальные проблемы современного исторического образования. В программе так же определены основные компетентности соответствующие компонентам содержания, проверка их сформированности осуществляется в ходе государственной аттестации.

В качестве формы итоговой аттестации на историческом факультете, исходя из этих целей, предлагается презентация и защита исследовательского проекта, выполненного на основании анализа актуальных проблем теории и практики современного исторического образования. Проект должен состоять из введения, теоретической, практической частей и списка литературы.

Во введении выпускник демонстрирует понимание актуальных проблем современного исторического образования, способность их определения в категориях методики, способность постановки проблемы конкретного исследования, определения целей, задач и этапов исследования, понимание механизмов решения поставленных задач, представление о результате исследования.

Теоретическая часть проекта отражает способность выпускника к систематическому научному анализу, заявленной во введении проблемы, демонстрирует умения использовать понятийно-категориальный аппарат для анализа исследовательской проблемы, умения определять и использовать научное основание (базу) исследования.

Практическая часть проекта отражает готовность выпускника решать исследовательские задачи в ходе практической деятельности: планировать исследование, самостоятельно определять и применять исследовательские методы, описывать и анализировать полученные результаты, делать выводы, исходя из постановки исследовательской проблемы.

Тема исследовательского проекта определяется исходя из программы курса «Теория и практика современного исторического образования» истории в магистратуре.

Программа итоговой аттестации в магистратуре

«Теория и методика исторического образования»

Раздел 1. Цели современного исторического образования.

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Новые подходы к постановке целей исторического образования. Деятельностный подход. Понимание актуальности цели исторического образования, применительно к современному этапу развития общества.
Стандарт 2-го поколения и цели исторического образования. Понимание особенностей стандарта 2-го поколения, применение его принципов к анализу актуальных проблем исторического образования
Развитие исторического мышления как основы формирования национальной идентичности. Понимание механизмов формирования исторического мышления.

Раздел 2.Содержание современного исторического образования

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Стандарт 2-го поколения и содержание исторического образования. Фундаментальное ядро содержания. Понимание значения фундаментального ядра в стандарте, его роли в формировании программ.
Компетентности учеников как основа для содержательной части стандарта с 5 по 11 класс. Применение принципов компетентностного подхода при анализе содержания истории.
Проектирование программ по критериям стандартов 2-го поколения Применение принципов компетентностного подхода в проектировании программ по истории.

Раздел 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании.

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Методы и приемы обучения истории как основа формирования предметных компетенций. Применение адекватных приемов и методов, направленных на формирование определенных предметных компетенций.
Современные интерактивные методы обучения Применение современных интерактивных технологий для решения задач современного исторического образования.

Раздел 4. Современные подходы к оценке учебных достижений школьников.

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Проблема оценивания в связи с переходом на стандарт второго поколения. Понимать проблемы и принципы оценивания компетенций.
Оценивание компетенций и система ЕГЭ. Применять современные подходы к оцениванию компетенций в проектировании проверочных и контрольных заданий.

Раздел 5. Роль внеурочной деятельности в современном историческом образовании.

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Роль проектной и исследовательской деятельности по истории в реализации цели исторического образования. Понимать принципы организации проектной и исследовательской деятельности, применять их в педагогической деятельности.
Проектирование программ эллекивных и факультативных курсов по истории Проектировать программы факультативов и эллективов.

Раздел 6. Современный учитель истории.

Содержание раздела Сформированная компетентность выпускника
Готовность современных учителей истории к реализации стандартов второго поколения. Решать задачи, поставленные перед современным учителем в стандарте второго поколения.

Требования, предъявляемые к исследовательским проектам

Введение

· определение актуальности темы проекта

· цель и задачи исследования

· гипотезу

· программу и этапы исследования

· обзор и анализ используемой литературы по проблеме

· описание и выбор методов исследования

Теоретическая часть проекта

На основе изучения теории и методики обучения истории определяются теоретические параметры проблемы, раскрываются основные понятия темы. Проводится анализ основных концепций и теорий и определяется собственная позиция по проблеме.

Практическая часть проекта

Представляет практическое исследование проблемы, поиск путей ее решения и как результат – рекомендации по решению данной проблемы. В практической части моделируется та часть процесса преподавания истории, применительно к которой поставлена проблема исследования. Автор определяет критерии исследования, выбирает наиболее адекватные методы для решения данной проблемы. В практической части автор анализирует полученные в ходе исследования материалы (планы-конспекты уроков, тематическое планирование, фрагменты программ, результаты тестирования и анкетирования, графики, таблицы, диаграммы и т. Д.) и на основании данного анализа дает определенные рекомендации по решению проблемы.

Заключение

В заключении подводятся общие итоги работы, даются обобщенные выводы в контексте актуальности проблемы, формулируются методические

Раздел IV.Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура)

Пояснительная записка

Данный курс рассчитан не только на углубление базовых положений курса, но и, в-первую очередь, на осмысление проблем современного обществоведческого образования в контексте перехода на новые ФГОС, а так же, применение данных принципов к конструированию программ обществоведческого образования.

Выпускник магистратуры, способен, опираясь на основные положения методики обществознания решать проблемы современного образования на уровне, как выявления и постановки проблем, так и планирования способов их решения в ходе целенаправленной и осмысленной интеракции.

В процессе теоретической работы в рамках данного курса, мы делаем упор на выявление механизмов реализации компетентностного подхода, с учетом специфики обществознания как интегрированного курса. В процессе совместных рассуждений нами не только рассматривается программа формирования компетентностной модели выпускника, но и выявляются возможности курса обществознания с этой точки зрения.

На практических занятиях мы, опираясь на принципы, осознанно принятые нами, разрабатываем программу формирования компетенций по основным уровням образования. Особое внимание уделяется нами проблеме соотношения личностного результата с предметным и метапредметным, а так же проблеме формирования гражданской идентичности. Углубленное рассмотрение проблемы обеспечивает курсу сквозная связь через педагогическую практику с итоговой аттестацией. Так проблема, выявленная в ходе первой практики, получает теоретическое рассмотрение и практическую проработку, апробируется в последующем, исследовательский результат позволяет говорить на защите проекта о профессиональном решении проблемы в ходе организации процесса обучения и теоретической проработки проблемы.

Теоретический блок

Тема 1. Цели обществознания в стандарте II поколения

1.Структура целей в стандарте II поколения

В предыдущем курсе мы рассматривали место целей в процессе образования, способ их постановки (результат общественного договора) и выделяли в структуре целей пролонгированные и реальные. Задача данного курса – провести анализ целей в стандарте II поколения с точки зрения приоритетов и ценностей, на которые они ориентируются. Как и в предыдущем стандарте новый документ придерживается традиционной логики в структуре целей: мы можем условно выделить образовательный (целостная картина общества как результат образования), развивающий ( овладение учащимися умениями), а так же воспитательный уровни ( формирование определенных ценностей). Для того чтобы понять, как поменялась образовательная политика необходимо обратить внимание на:· Иерархию целей;· Полную формулировку целей;· Попытаться выстроить общую логику (связь) между ними, с точки зрения основной, базовой цели;2. Воспитание общероссийской идентичности. Связующим элементом между отдельными структурными компонентами системы целей становится воспитательная цель, именно это создает возможности для ее реализации в процессе образования, тогда как в традиционной системе образования, воспитательная цель часто оставалась механическим довеском к образовательной и развивающей. В данном случае мы видим, что определен главный приоритет образования, ее результат – личность, считающая себя гражданином Российского государства, ответственным членом общества и создает условия для ее формирования:· Знания об обществе, адекватные современному состоянию науки, потребностям личности и доступные по форме;· Умения критически относится к социальной информации различного содержания;· И, наконец, важный эта в формировании общей компетентностной модели – опыт применения знаний на уроке и вне него. Задача обществознания – создать условия для реализации этой цели, которая не только личностно ориентирована, но и удовлетворяет запросы общества. Вопросы к теме:Рассмотрите иерархию целей в стандарте, проанализируйте возможности реализации воспитательной с точки зрения обозначенных приоритетов образования и развития.Литература:1. ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru

Тема 2. Компетентностный подход в обществоведческом образовании: ключевые и предметные компетенции

1. Проблема определения предметных компетенций обществоведческого образования. Если рассматривать компетенции с точки зрения способности к применению полученных знаний и умений, то именно обществознание, ориентировано на социализацию и рассматривает содержание предмета как средство формирования компетенций. Интеграция содержательных линий направлена на то, чтобы учащийся не разделял различные сферы деятельности индивида, а связывал, осознанно принимая их как те роли, которые ему предстоит выполнять в дальнейшем. Человек как существо биологическое, социальный индивид, духовная личность – все это в конечном итоге должно соединиться в рамках интегрированных проектов, направленных на осознание учащимся своей идентичности как гражданина: ценностей, смыслов, прав, свобод.

Уникальность обществознания как учебного курса с точки зрения формирования предметных компетенций в том, что здесь как не в одном другом учебном предмете видно - метапредметный уровень играет определяющую роль в реализации цели образования, обеспечивая интеграцию предметных и личностных результатов. Социальные, коммуникативные, правовые, информационные компетенции – именно их комплекс позволяет говорить о полной реализации целей обществоведческого образования, отсюда возникает затруднение с определением предметных компетенций. Очевидно, предметные компетенции должны быть конкретными приемами (видами деятельности), представляющими из себя комплекс универсальных учебных действий.

2. Способы определения предметных компетенций обществоведческого образования

Стандарт в определение предметных компетенций исходит из логики их формирования, поэтому выделяет несколько сфер, позволяющих последовательно формировать предметные компетенции – это комплекс знаний и умений, а так же организация деятельности по их применению. Однако мы не видим в этом перечне последовательного, а главное интегрированного взаимодействия с выходом на общий результат.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

( Из ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru)

Очевидно, разработчики стандарта отталкивались от широкой трактовки компетентности. В ней компетентность рассматривается не только как способность, возникающая при освоении опыта человечества, тождественная культуре во всей полноте: знания, умения, действия, способность принимать решения (то есть когнитивная и операционно-техническая составляющая), но включающая и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую сферы личности.

Кроме того, следует отметить, что данный вариант структуры предметных компетенций отражает особенности интегрированного характера обществознания и представляет попытку представить значение каждой из сфер в реализации сферы образования – социальной, правовой, трудовой, эстетической, образовательной.

Эта модель должна творчески переосмысливаться учителями на уровне примерных рабочих программ, быть действенной в реализации компетентностного подхода. Вот примерный вариант перечня предметных компетенций, сохраняющий ту же логику, но позволяющий более целенаправленно работать по их формированию:


Компетенция Знать Уметь Понимать Применять
1.Личностная компетенция (индивид, личность, я) Иметь представление о биосоциальных особенностях человека (человек, индивид, личность); иметь представление об особенностях подросткового возраста. Иметь представление о деятельности и способах познания мира; о структуре деятельности (игра, учеба, труд) и ступенях познания (рациональное, чувственное). Иметь представление о взаимодействии человека и природы, и воздействии деятельности человека на окружающий мир (проблемы экологии и здоровья человека). Знать гендерные отличия. Владеть приемами самооценки; уметь корректировать свое поведение и проводить самопрезентацию. Владеть приемами самоанализа (рефлексия, составление портфолио, презентация). Уметь наблюдать, анализировать, использовать различные способы познания мира. Уметь планировать деятельность (режим дня, ближайшее и перспективное планирование). Осознание понимания себя как личности, способной к преобразованию себя и окружающего мира. Понимать ценность здорового образа жизни и потребностей людей с ограниченными возможностями. Понимать особенности гендерных взаимоотношен ий. Применять полученные знания в практической деятельности для реализации своих творческих способностей в самообразовании, самовоспитании и формировании Я - концепции.
2.Социальная компетенция (личность в обществе) Иметь представление о социальных группах, роли и статусе в них. Представлять механизмы социализации личности в обществе как динамической системе. Иметь представление о социальных институтах. Иметь представление о нации и ступенях развития (этнос, народ, нация). Уметь работать в группе, решать конфликты; уметь выстраивать межличностные отношения. Уметь анализировать свое поведение, оценивать свое место в группе. Уметь раскрывать значение социальных институтов. Осознать себя как члена социальной группы, понимать механизмы действия социального контроля, понимать необходимость соблюдения социальных норм для достижения жизненного успеха. Понимать самоценность каждого этноса и признавать его роль в социуме. Осознавать роль среднего класса для социальной стабильности общества. Применять соответствующую модель поведения в рамках социальной роли через решение проблемных задач. Соблюдать принципы толерантности в межэтнических отношениях.
3.Гражданская компетенция (я, человек, общество, государство) Иметь представление о социальной роли – гражданин. Иметь представление о Конституции РФ - как основном законе страны, знать ее структуру. Иметь представление о власти и политике, гражданском обществе и правовом государстве; глобализации и ее противоречиях, о международном гуманитарном праве, субъектах политики. Уметь находить и анализировать информацию из правовых источников. Уметь оценивать факты общественной жизни с правовой точки зрения. Уметь выражать собственное мнение о фактах политической жизни. Понимать ценности права как регулятора общественной жизни. Осознавать себя гражданином РФ (чувство патриотизма). Понимать необходимость создания гражданского общества. Понимать особенности правового статуса несовершеннолетнего. Применять полученные знания в гражданско-общественной деятельности для защиты прав и свобод через реализацию общественно значимых проектов. Применять элементы причинно-следственного анализа при характеристике политической жизни общества.
4.Экономическая компетенция (производство, распределение, обмен, потребление) Иметь представление об экономической сфере жизни общества. Иметь представление о рациональном поведении основных субъектов экономической деятельности и ее специфике. Иметь представление о типах экономических систем. Иметь представление об основах семейной экономики. Уметь выявлять, оценивать, систематизировать, анализировать факты и явления экономической жизни. Уметь преобразовывать факты и явления экономической жизни общества, оценивать собственные возможности на рынке труда. Уметь описывать закономерные изменения бюджета семьи. Понимать закономерности экономических процессов для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Осознавать последствия экономической деятельности в современном обществе, понимать роль производства в экономике. Применять полученные знания для решения экономических задач в условной ситуации и реальной жизни, для успешной реализации роли рационального потребителя.
5.Духовно-нравственная компетенция (мораль, этика, религия и т.д.) Иметь представление об основных структурных компонентах духовно-нравственной сферы (мораль, религия, искусство, наука, образование) и их роль в жизни общества. Иметь представление о понятии культура и многообразии ее форм. Уметь выявлять, систематизировать, оценивать факты и явления культуры с духовно-нравственных позиций, уметь определять сущностные характеристики понятия культуры, вести диалог и сотрудничество с людьми различных убеждений и культур в условиях мультикультурного общества. Понимать роль и значение ценности культуры для духовного развития личности, роль и значение СМИ в формировании личности, ценности непрерывности образования в современном обществе. Применять полученные знания для осознанного выбора в своей деятельности, проводить рефлексию своих духовно-нравственных ценностей.

( Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания/ Материалы V научно-практической конференции , Омск 2011)

3. Возможности интеграции предметного и метапредметного уровня в компетентностной модели выпускника.

В традиционной образовательной парадигме образование ориентировалось на предметный результат, таким образом, знания и умения в рамках конкретной дисциплины были определяющими для формирования личности. В современном образовании, ориентированном на деятельностный результат, метапредметный уровень занимает центральное место в компетентностной модели выпускника.

(Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М : Издательский центр «Академия», 2007.)

Определив функции образовательных компетенций, следует выяснить их состав и иерархию. Ключевые образовательные компе­тенции относятся к верхнему, общепредметному содержанию об­разовательных стандартов. Можно сказать, что в ключевых компе­тенциях получают свое концентрированное взаимосвязанное воп­лощение все предыдущие компоненты общепредметного содержа­ния образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне учебных предметов (образовательных областей). Отразить в стандартах по отдельным учебным предметам элементы, соответ­ствующие ключевым образовательным компетенциям, — одна из задач, которая должна быть решена на структурно-логическом уровне и воплощена как в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», так и в «Требованиях к уровню под­готовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого учебного предмета (образовательной области).

Перечень ключевых компетенций нуждается в отборе и детали­зации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образователь­ных стандартов по отдельным предметам должна учитывать комп­лексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. При разработке «Обязательных минимумов...» и «Требований...» следует определить необходимое и достаточное число связанных между со­бой реальных изучаемых объектов и формируемых при этом зна­ний, умений, навыков и способов деятельности. В результате стан­дарт будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. В этом случае образова­тельные компетенции ученика станут играть многофункциональ­ную метапредметную роль не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Если исходить из того, что каждый предмет представляет свой аспект общепредметного содержания, то к обществознанию это относится больше чем к другим предметам. Обществоведческое образование направлено на создание модели социальной сферы жизни человека, в которую индивид включен с рождения. В процессе образования происходит движение от 1) реальных объектов действительности (коллектив, семья); 2) через осмысление и понимание закономерностей явлений и процессов общества ( система права, элементы культуры), 3) до применения к характеристике реальных обетов с помощью приемов и способов получения теоретических результатов (анализ, оценка, объяснение). Подобная схема работает в каждом учебном предмете – это и есть метапредметный уровень, а содержание, в-первую очередь приемы и способы и есть предметный уровень. Компетенции не сводятся только к знаниям или только к уме­ниям. Они являются сферой отношений, существующих между зна­нием и действием в практике.

Вопросы к теме:Предложите универсальные приемы и способы учебной деятельности комплексное использование которых позволило бы выйти на реализацию общей цели обществоведческого образования. Подумайте, как связаны данные приемы и способы с содержанием обществознания. Попробуйте выявить комплексы «содержание + прием» как возможный предметный результат образования.

Литература:

1. ФГОС II поколения примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru

2. Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания/ Материалы V научно-практической конференции , Омск 2011

3. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М : Издательский центр «Академия», 2007

Тема3. Проектирование образовательного процесса по обществознанию

1. Современные программы позволяют учитывать индивидуальность каждого ученика, личностноориентированы. Усвоенное на уроке только в том случае принесет деятельностный результат, если будет пропущено через призму личности ученика, быть значимым для него. Современные подходы к проектированию образовательного процесса позволяют учитывать этот фактор.

Организация личностно ориентированного образования уча­щихся имеет целью предоставить им возможности:

· выбора или выявления индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;

· собственного осмысления фундаментальных понятий и кате­горий;

· составления индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год;

· отбора изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учеб­ным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору;

· превышения (опережения или углубления) осваиваемого со­
держания учебных курсов; выбора дополнительной тематики и
творческих работ по предметам;

2. Технология планирования образовательного процесса. С учетом индивидуальности учеников, творческих способностей учителя педагог планирует свою деятельность, отражая результаты планирования в рабочих программах по предмету и блочно-тематических планах. Следуя логике – от реальных объектов действительности (эмпирический уровень), через их анализ (результаты отражаются в понятиях и категориях), к выводам и оценкам – педагог определяет интегрированный предметный, метапредметный и личностный результат. Программа предполагает общий перечень основных видов учебной деятельности и соответствующих им дидактических единиц; блочно-тематическое планирование, позволяет углубить программу на уровне блоков тем, соотнося в его рамках предметный, метапредметный и личностный результат.

Основу содержания образовательного процесса составляют фун­даментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возмож­ность личностного познания их учениками. Познание реальных образовательных объектов приводит уче­ников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно не­большому количеству фундаментальных образовательных объектов области реальности. Учет личностного результата и отражение в нем ценностей, выводящих на реализацию общей цели обществоведческого образования, позволяет их достигать ( см. приложение).

3. Структура курса – логика, в которой предъявляется материал. Существует ряд принципов, учет которых необходим в планировании:

· принцип возростосообразности, концентрический принцип в развитии образовательных линий от простого к сложному;

· принцип целостности – позволяет соответствовать общей идее курса: единство человека во всех аспектах его деятельности;

· интегративный принцип – объединяющий все содержательные линии общими, доминантными: человек и общество;

Наши рекомендации