Технология социального проектирования
Одним из видов школьных проектов является социальный проект.
Социальный проект – совместная деятельность участников образовательного процесса (взрослых и детей, молодежи), направленная на решение реальной социально значимой проблемы и достижение социально значимого результата.
Социальный проект – это программа практических шагов или действий, предпринятая самостоятельно некоей командой с целью решить реально существующую социальную проблему местного сообщества.
Социальные проекты различают по видам:
· по времени выполнения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
· по уровню и масштабу выполнения: индивидуальные, групповые, коллективные, школьные, региональные, межрегиональные, национальные, межгосударственные, международные.
Социальное проектирование школьников выступает формой социально и практико ориентированной деятельности в образовательном процессе, в основе которой лежит реализация социальных проектов и направленность на развитие социальных навыков его участников.
В социальном проектировании реализуются следующие принципы: добровольность, субъектность, социальность, творческость, интегративность, интегрированность, проектированность, открытость, рефлексивность.
К формам социального проектирования относятся:
· классно-урочная
· тематическая
· внеклассная и внеурочная
Основные требования к использованию технологии социального проекта[26]:
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы проекта (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).
2. Теоретическая, познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов проектной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность школьников (в паре, команде).
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием его поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов в деятельности: определение и формулировка социально значимой проблемы, постановка целей и задач деятельности, выдвижение гипотезы их решения, поиск путей исследования, творческая презентация и др.
6. Взаимодействие с представителями власти и общественности, некоммерческих организаций и бизнес структур.
Ожидаемые результаты социального проектирования:
- знания об основных структурах политической и социально-экономической жизни на местном и федеральном уровне;
- умения анализа информации различных СМИ;
- умения организации и проведения простейшего социологического исследования;
- умения деловой переписки;
- умения участия в дискуссии;
- умения оценивать свои возможности в деле;
- умения анализировать социальную ситуацию;
- самостоятельность в принятии решений и действиях по решению проблемы;
- умения устанавливать контакт с государственными и общественными структурами;
- умения строить взаимодействие с ними;
- инициативность, ответственность, самодисциплина;
- умение сочетать личные интересы и общественные
Основные условия успешности проекта школьников:
· Добровольность участия в проекте как школьников так и педагога.
· Оптимальное распределение времени работы над проектом.
· Четкое распределение обязанностей между участниками проекта.
· Учет личных качеств, умений, интересов членов команды.
· Особая позиция педагога: он – консультант, координатор, арбитр.
· Поддержка проекта администрацией школы.
· Заинтересованность в результатах проектной деятельности
органов власти.
Работа по проекту может осуществляться в рамках учебного процесса:
· на уроках гражданского образования;
· на факультативных занятиях по гуманитарным дисциплинам;
· на классных часах и других внеурочных и внеклассных делах.
В настоящее время в отечественной школе наиболее распространенной является самарская модель социального проектирования по гражданской проблематике, разработанная на основе американского аналога.
В 1994 году в Центре гражданского образования, г. Калабасас, штат Калифорния (США) был разработан проект "Citizen" ("Гражданин"), который был апробирован в ряде учебных заведений США и стал основой для общенационального конкурса под этим названием.
В России адаптированный вариант технологии проекта «Гражданин» начал применяться с 1999 года в Самарской области, а с 2001 по всей России. Вместе с тем – это интернациональный проект, школьники и молодежь более 30 стран разрабатывают и реализуют собственные инициативы в рамках такого проекта. С конца 1990-х годов проект «Гражданин» как социальный проект школьников вошел в образовательную практику России, а его технология используется как технология социального проектирования гражданской проблематики.
Технология самарской модели проекта «Гражданин» легла в основу изложения технологии социального проектирования в данном пособии (Проект «Гражданин»: методика и практика реализации / Сост. В.П.Пахомов – Самара, 2004).