Тема 2. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. Программы дошкольного образования (4ч.)
КУРС ПО ВЫБОРУ ОПД
Актуальные вопросы организации воспитательно-образовательной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях
Часть II. Методические рекомендации и план освоения
Учебной дисциплины
ООП по направлению 050700.62 «Педагогика» (профиль «Детская практическая психология») уровень подготовки: бакалавриат
факультет педагогический
курс 4 семестр 7
форма обучения очная
Лекции – 26 ч.
Семинаров нет
Самостоятельная работа – 26 ч.
Зачет – 8 семестр
Всего – 52ч.
Москва - 2013
Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании общеинститутской кафедры психологии образования. Протокол № __ от «21» января 2013г.
Составитель
старший преподаватель М.Е.Андриянова
Заведующий кафедрой
профессор, д.п.н., д.психол.н.,
профессор А.И. Савенков
Учебно - методический комплекс учебной дисциплины состоит из 2 частей: учебной программы дисциплины, рабочей учебной программы дисциплины (методические рекомендации и план освоения программы). В соответствие с учебным планом предусматриваются следующие виды учебных занятий: лекции, самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение рекомендованной литературы, конспектирование нормативных документов; составление плана воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении; написания конспектов занятий с детьми в дошкольном учреждении; составлению творческих проектов по организации воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Трудоемкость дисциплины. Дисциплина относится к группе С. Количество кредитов – 2. Учебным планом предусмотрено 52 часа, из них: самостоятельная работа – 26ч., в аудитории – 26 ч. (лекции – 26 ч.).
Промежуточная аттестация студентов осуществляется в форме анализа составленных конспектов занятий с детьми, календарного и перспективного планов воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, защиты творческих проектов по организации воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Качество освоения курса по выбору ОПД по теме «Актуальные вопросы организации воспитательно-образовательной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях» оценивается посредством зачета.
Курс подготавливает студентов к учебно-воспитательной, социально-педагогической и научно-методической деятельности.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Лекции | Самостоятельная работа студентов |
1. | Введение в курс по выбору | ||
2. | Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. Программы дошкольного образования. | ||
3. | Концепция дошкольного воспитания | ||
4. | Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Характеристика современных дошкольных образовательных учреждений. | ||
5. | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях | ||
6. | Режим дня в дошкольном образовательном учреждении. Гибкая организация режима дня. | ||
7. | Специально организованное обучение детей в дошкольных учреждениях. Сетка занятий. | ||
8. | Документация воспитателя дошкольного образовательного учреждения. | ||
9. | Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения. | ||
10. | Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях. | ||
Итого часов |
Лекции
Тема 1. Введение в курс по выбору (2ч.)
План лекции:
1. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь курса с другими психолого-педагогическими дисциплинами профессиональной подготовки студентов.
2. Государственные стандарты дошкольного уровня образования.
Рекомендуемая литература:
1. Новое в законодательстве о дошкольном образовании//Дошкольное воспитание. – 2008. - №11. – С.4.
2. Тараданова И. О приоритетных направлениях государственной политики в области дошкольного образования/И.Тараданова//Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. – С.8.
3. www.educom.ru
4. www.dovosp.ru
Тема 2. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. Программы дошкольного образования (4ч.).
План лекции:
1. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.
2. Специально организованное обучение, совместная деятельность детей и взрослых, свободная самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста.
3. Программы дошкольного образования.
Задания для самостоятельной работы студентов (трудоёмкость - 3 ч.):
1. Изучение рекомендованной литературы.
Рекомендованная литература:
1. Дошкольное образование в России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001. – 388с.
2. Особенности педагогического процесса в современном детском саду: Материалы VII гор. научно-практ. конференции от 17.03.2005г. в МГПУ. – М.: МГПУ, 2005. – 324с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Васильевой. – М., 2003.
4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. учреждений/Под ред. Т.И.Ерофеевой. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия»., 2000. – 344с.
Тема 3. Концепция дошкольного воспитания (2ч.)
План лекции:
1. Концепция дошкольного воспитания.
2. Основные направления развития дошкольного воспитания в России.
Задания для самостоятельной работы студентов (трудоёмкость- 2 ч.):
1. Изучение рекомендованной литературы.
Рекомендованная литература:
1. Дошкольное образование в России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001. - 388с.
2. Комплекс мер по развитию дошкольного образования//Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – С.6.