Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Социальное обслуживание осуществляется через систему со­циальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным поня­тиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осу­ществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и ор­ганы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы ор­ганизует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности осно­вывается на следующих подходах:

· помощь должна носить реинтегрирующий характер;

· при оказании помощи осуществляют индивидуальный под­ход к запросу клиента;

· социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

· получатель помощи должен проявлять деятельностную ак­тивность;

· механизмы социальной помощи «включаются» тогда, ко­гда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, мо­ральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, му­ниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного са­мообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и други­ми негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддерж­ку на основе его запросов (см. табл.).

Таблица

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

 
  Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности - student2.ru

Государственные социальные службы ориентированы глав­ным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного ро­да услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития со­циального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), выделяются следующие:

а) функция социальной помощи, которая включает:

выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуж­дающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граж­дан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудо­способными членами), оказание материальной (финансовой, на­туральной) помощи и предоставление нуждающимся времен­ного жилья и т.п.;

профилактика бедности: создание семьям условий для са­мостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (дос­тавка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

организация временного вынужденного пребывания ре­бенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в дет­ское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

консультирование специалистов (юристов, социологов, пе­дагогов, врачей, психологов и т.д.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

социальную медико-психологическую реабилитацию не­совершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзор­ных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения ро­дителей;

медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их вос­питывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозиро­вания социальных нужд, в рамках которой выделяются три на­правления:

предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологичес­ких, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами по социальной работе, специаль­но созданными учреждениями, а также с помощью научных ор­ганизаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реа­лизация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по пре­одолению последствий стихийных бедствий и социальных кон­фликтов. В этой связи предусматривается:

участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных ра­ботников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального об­служивания населения в Российской Федерации» (1995 г.):

· предоставление материальной помощи гражданам, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, а также специальных транс­портных средств, технических средств реабилитации инвали­дов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе и т.д.;

· социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, ну­ждающимся в постоянном или временном нестационарном со­циальном обслуживании;

· социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гра­жданам, частично или полностью утратившим способность к са­мообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрас­ту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведе­ние мероприятий медицинского, психологического, социально­го характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

· предоставление временного приюта в специализирован­ных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказав­шимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

· организация дневного пребывания в учреждениях соци­ального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в труд­ной жизненной ситуации;

· консультативная помощь по вопросам социально-бытово­го и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой за­щиты;

· реабилитационные услуги лицам с ограниченными воз­можностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуж­дающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживание базируется на принципах: равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собствен­ные силы; адресности; приоритета содействия граждан, находящих­ся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиден­циальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гу­манизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие прин­ципы, повсеместное следование которым делает эту систему це­лостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организа­ции социальной службы и гарантировании прав граждан на по­лучение социальных услуг и помощи в сложных жизненных си­туациях означает, что государство обеспечивает права личнос­ти, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что об­щественная составляющая − необходимое звено в работе соци­альных служб и управления ими. При этом в случаях, когда дея­тельность социальных служб требует социальной профессио­нальной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в мак­симальной степени доступна для непосредственного пользова­ния. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведом­ственных интересов и возможностей для комплексного реше­ния задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор ин­формации, получение по мотивированному запросу от государ­ственных и общественных органов сведений, которые необхо­димы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют ор­ганы социальной защиты населения. Они строят свою деятель­ность во взаимодействии с органами здравоохранения, народ­ного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоох­ранительными органами, государственными службами по де­лам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Наши рекомендации