Ix. работа над антонимами и многозначнос тью слов.
1. Игра с мячом «Лови—говори» (или «Скажи наоборот»).
Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание. Поймав мяч, ученик должен подобрать противоположное по значению словосочетание.
Речевой материал
светлые волосы широкое лицо жидкие волосы узкдя спина частые зубы короткая шея длинные пальцы Жесткие волосы слабые руки низкий лоб |
темные волосы узкое лицо густые волосы широкая спина редкие зубы длинная шея короткие пальцы мягкие вблосы сильные руки высокий лоб
На доске рисунки двух клоунов.
— Этих двух клоунов-близнецов нарисовал ху
дожник-весельчак. Это Бим, а это Бом. Бим иБом
очень похожи, они близнецы. Но все же, если по
смотреть повнимательнее, они отличаются друг от
друга. Скажите, чем они отличаются? (У Бима тем
ные волосы. У Бома — светлые. У Бима короткая
шея, а у Бома — длинная и т. п.)
— А чем отличается их одежда? (На голове у
Бима..., а у Бома — ... В левой руке Бима — ..., а
у Бома — ...)
3. Добавление названий частей тела к слову-прилагательному.
— Я буду называть прилагательные. А вы дога
дайтесь, о каких частях тела идет речь.
Широкое — (лицо), широкие — (плечи), тонкие —(брови, пальцы, ноги, руки), густые — (волосы, ресницы, брови), крупный — (нос), острое —(колено).
Существительные называются вместе с прилагательными.
4. Рисование портрета.
— Знание частей тела, умение подбирать к ним
слова-определения помогают нам в описании вне
шности человека.
— Возьмите цветные карандаши и чистый лист
бумаги. Вы художники. Вам надо нарисовать порт
рет девочки, которую вы никогда не видели. Виде
ла я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы сможете
нарисовать портрет. Например, можете задать воп
рос, какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое и
круглое.
Логопед отвечает на вопросы. По окончании работы дети выставляют портреты на доске.
X. Работа над фразеологизмами.
1. — Сейчас я вам покажу необычные рисунки (см. с. 142—144). На них нарисована только одна часть тела. А под рисунками — сочетания слов.
— Что художник хотел показать этой подписью?
Расшифровать, т. е. подобрать близкое по значе
нию, слово поможет вам карта-справка.
Логопед раздает детям карты-справки.
На доске рисунки и следующие подписи к ним: 1) чувство локтя 2) зуб на зуб не попадает 3) светлая голова 4) смотреть в оба 5) водить за нос |
На картах-справках следующие слова и словосочетания:
бездельничать
чувство товарищества
быть внимательным
обманывать
умная
умный
6) душа в пятки испугаться
ушла рассердиться
7) голова на плечах замерзнуть
8) держать ухо востро сосредоточиться
9) взять себя в руки устать
10) валиться с ног
11) палец о палец
не ударить
12)губы надуть
2. — А теперь вы переводчики. Запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки.
ТЕКСТ
После школьных уроков мы едва не валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя.
XI. Домашнее задание и подведение итогов занятия.
КОНСПЕКТ 4
Темы
Логопедическая: выделение гласных звуков из слогов и слов.
Лексическая: цирк.
Грамматическая: безударные гласные в корне, не проверяемые ударением.
Цели:
1) развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
2) расширение и уточнение словаря по теме
«Цирк»;
3) формирование умения подбирать родственные
слова;
4) закреплять правописание безударных глас
ных в корне;
5) прививать умение ориентироваться в лекси
ческих и грамматических признаках слова.
Оборудование: картинки, дидактический материал.
План и ход занятия