Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
Вопросы для обсуждения
1. Подходы к определению понятия «воспитание».
2. Цель и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
3. Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
4. Понятие «принцип» воспитания
5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
1. Подходы к определению понятия «воспитание».
Центральной категорией коррекционной педагогики выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности этого явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
1. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. Итак, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
2. Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Большинством ученых воспитание определяется как управление развитием личности.
3. Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической, это целенаправленная помощь ребенку в его вхождению в современную культуру. Причем культура формировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки. Воспитание - это, организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества.
4. Воспитание с позиции профессионально-педагогической - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
В контексте профессиональной деятельности педагога ребенок может рассматриваться как объект и субъект педагогического процесса, в этой связи существует два подхода к определению процесса воспитания.
В основе первого подхода – взгляд на ребенка как на объект воспитательного воздействия. Важнейшими факторами развития ребенка признаются внешние воздействия, формирующие личность.
Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
В основе второго подхода – взгляд на ребенка как на субъект воспитательного воздействия. В данном случае признается способность и право ребенка на саморазвитие, приоритетность субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе. Воспитание – активная деятельность человека по саморазвитию.
Анализ существующих подходов к определению воспитания позволяет сформулировать его эксплицитное определение:воспитание - субъектно-объектные отношения, главной целью которых является формирование у объекта воспитательного воздействия устойчивых механизмов регуляции активности.
Общие характеристики процесса воспитания.
1. Двусторонний характер процесса воспитания.
Сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в разных условиях неодинаков и определяется степенью активности и ролью ребенка в воспитательном процессе:
- Целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся.
- Совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности ребенка.
- Создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию.
2. Многофакторность процесса воспитания: результаты воспитания зависят от многих, нередко противоречивых факторов.
3. Длительность – процесс воспитания осуществляется практически в течение всей жизни.
4. Перспективность – формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности.
5. Ступенчатость воспитательного процесса - в ходе воспитательного воздействия осуществляется переход ребенка от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек социально одобряемого поведения. Однако, данная последовательность носит умозрительный характер: не все дети ведут себя правильно, зная правила поведения и умея правильно себя вести.
6. Системность воспитательного процесса. Воспитание как система характеризуется совокупностью основных элементов: объект, субъект, цель, задачи, принципы, содержание, методы, результат воспитания.