Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты (до 1992 г. - Министерство социального обеспе­чения). В соответствии с действующей инструкцией Министерства социальной защиты в дома-интернаты системы социального обес­печения «направляются и принимаются дети с умственной отстало­стью в степени имбецильность и идиотия, а также в степени дебиль-ность при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата».

В последнее десятилетие во многих городах страны - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых дру­гих - открыты лечебно-педагогические центры, которые оказы­вают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяжелым нарушением интеллектуального развития, обу­чая также родителей воспитательной работе.

В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, выражают желание воспиты­вать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат сис­темы социальной защиты. Родители остро нуждаются в психоло­гической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспиты­вать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней и меся­цев жизни ребенка пока нет. Программа содействия лицам с вы­раженной интеллектуальной недостаточностью и их семьям толь­ко начинает реализоваться Министерством социальной защиты.

Отечественные специалисты (А.В.Бабушкина, А.Р.Маллер, Н. В. Логосов, Я. Г. Юдилевич, Н.Г. Полосатова, А.А.Ватажина, А.А.Еремина, Г.В.Цикото и др.) придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и организации является иной, чем с детьми с лег­кой степенью интеллектуальной недостаточности.

Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественны­ми специалистами уже в 60-70-е гг. В 1993 г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глу­боко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) реко­мендовало также Программу обучения и воспитания детей с вы­раженными интеллектуальными нарушениями дошкольного воз­раста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслужива­ния, навыков личной и коллективной организованности, физиче­скую закалку организма и многое другое.

В России в настоящее время проводится изучение возможности открытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуаль­ными нарушениями: в рамках эксперимента Министерством обра­зования России открыты две школы соответствующего профиля. В программе обучения этих школ представлены основные разде­лы общеобразовательного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окружающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать детей к достаточно самостоятельной жизни при условии патро­нажной поддержки. Развитие этого направления в отечественной системе специального образования задерживается из-за ведомст­венной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педагогической и социально-педагогической работы с населением, несформированности служб социально-педагогической помощи этой категории семей.

Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных уч­реждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточно­стью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удо­вольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, спе­циалистов разного профиля: педагогов, научных работников, со­циальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.

1.2.6. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответствен­ность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учи телями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня доста­точно часто поступают в массовые детские сады и общеобразова­тельные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Вос­питатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подру­жить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его по­знавательной деятельности. Новый учебный материал, необходи­мый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и пред­ставлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве трени­ровочных упражнений, многократно повторять усвоенное на раз­нообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю - его консультации.

Глава 2

Наши рекомендации