Урок как основная форма обучения

Урок - система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму взаимодействия учителей и учащихся (Г.А. Ильина; М.Н. Скаткин; А. Н. Граборов).

Урок - система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, вре­менным (Ю.К. Бабанский; И.Г. Еременко).

Урок - динамичная и вариативная форма организации про­цесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Г.М. Дульнев и др.)

Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д.И.Азбукину, А.Н.Граборову, Г.М.Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внут­реннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные.

Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:

- реализация на уроке всех дидактических принципов, как об­щедидактических, так и коррекционных;

- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;

- использование достижений современной педагогической (кор­рекционной) теории и практики;

- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;

- учет индивидуальных и типологических особенностей уча­щихся;

- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практи­ческая направленность;

- рациональное использование на уроках наглядности;

- формирование необходимых знаний, умений и навыков, фор­мирование умения учиться.

Урок в специальной (коррекционной) школе решает три основные задачи: дидактическую (общеобразователь­ную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задачапредполагает:

- четко определенную дидактическую цель;

- наполнение урока содержанием с учетом требований учеб­ных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

- сочетание разнообразных методов обучения;

- соответствующие интеллектуальным возможностям учащих­ся способы включения их в интеллектуально-познавательную дея­тельность.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкрет­ной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задачапредлагает:

- формирование у учащихся потребности в овладении зна­ниями;

- воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

- использование воспитательных возможностей урока, его учеб­ного материала;

- формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т. д.;

- обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающие задачиурока:

- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

- изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;

- использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Типы и структура уроков

В настоящее время существует множество под­ходов к классификации уроков, нет единой классификации и в специальной педагогике. Действительно, трудно группировать уро­ки по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет свои цели и задачи, на нем используются разные обучающие тех­нологии, изучается разный учебный материал, ученический со­став неоднороден по потенциальным возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:

1) по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);

2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:

- вводный урок;

- урок первичного ознакомления с материалом;

- урок усвоения новых знаний;

- урок применения полученных знаний;

- урок закрепления, повторения, обобщения учебного мате­риала;

- контрольный урок;

- смешанный или комбинированный урок.

3) по дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков:

- уроки изучения новых знаний и их формирования;

- уроки обобщения и систематизации знаний;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений;

- комбинированные (смешанные) уроки;

- практические уроки.

В коррекционной педагогике используется классификация в зависимости от основной образовательной цели: сообщение новых знаний; закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинированный урок - на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть пред­ставлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, по­следовательность реализации отдельных этапов усвоения знаний учеником. Общими элементами уроков являются: организация начала урока, проверка усвоения ранее изученного материала, сообщение учащимся целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление и повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

Структура урока определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущими и подготавливать к изучению последующего материала.

Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида про­должается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).

Требования к уроку состоят в следующем:

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной функций обучения;

- соответствие урока принципам обучения;

- организационная четкость урока;

- соответствие содержания урока учебным программам;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- обязательность использования средств активизации учебной деятельности школьников.

Определяющее значение в реализации задач обучения играет подго­товленность учителя к уроку.

Наши рекомендации