Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Отрадно, что на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Необходимо, чтобы дети любили свою Родину, уважали её традиции, знали историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России и республики.
В своей работе я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Стремлюсь привлечь в этот процесс бывших своих воспитанников, тех, кто учился у меня раньше. Применяю следующие формы работы: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны и республики с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала, просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с целью вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и нынешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.
В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, трудовому обучению, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим и старших, и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы, любящим ту землю, на которой он родился, страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это одна из главных задач учителя в современном мире. Этого требуют от нас Новые Стандарты, введенные в начальной школе с этого учебного года.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника.
Возьмём учебник по литературному чтению. В этом учебном комплекте очень много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева “Честное слово”. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: “Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”. А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.
Или возьмём тему «Полезные ископаемые» из учебника по окружающему миру “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами.
Я систематически со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:
-расширение исторических знаний детей;
-использование воспоминаний очевидцев событий;
-актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений;
-развитие умения обобщать материал и делать выводы;
-повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Патриотизм заключается не только в любви к Родине, но и в любви и уважении к семье: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей. Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей.
Один из таких праздников - литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, была проведена мной 6 мая 2010 года. На праздник были приглашены ветераны Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., учителя, учащиеся старших классов, все учащиеся начальной школы.
Помимо литературно-музыкальной композиции были проведены другие мероприятия, посвящённые 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:
уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;
конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель, в первую очередь, на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.
Вся страна готовится к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Естественно, и моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы моим малышам в доступной форме довести до сознания, что патриотизм, проявленный народом в Великой Отечественной войне, имеет свои корни далеко в глубинах исторических событий нашей любимой Родины.
Ч.Д.Зубаирова,
учитель истории и обществознания,(г. Нефтекамск РБ)