Этический кодекс специалиста
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личностных качеств, так как она основана на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи человеку. Обязательными качествами специалиста являются эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманным, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой культурой, чувством такта.
В Кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:
– не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности;
– уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
– быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определять пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;
– быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;
– уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;
– исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
– соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;
– уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;
– вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;
– полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;
– не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги, только добровольно предлагаемую и на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;
– стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
– защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
– всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;
– содействовать развитию благосостояния общества посредством:
а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;
б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;
в) создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;
г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.