Программа диссертационного исследования
План и программа диссертационного исследования
аспиранта Передриенко Георгия Анатольевича на 2015 – 2019 гг.
Планирование диссертационного исследования
В приведенной ниже таблице указываются выполненные позиции диссертационного психологического исследования как результат выполненной работы.
№ | Содержание | Сроки выполнения | Выполнение |
1. | Утверждение темы диссертации на кафедре Т и ППД | Протокол № 4 от «18» ноября 2015 г. | Выполнено |
2. | Утверждение темы диссертации на Ученом Совете ЧГПУ | Протокол № 3 от «25» ноября 2015 г. | Выполнено |
3. | Утвержден план диссертационного исследования | Выполнено | |
4. | Составлен библиографический список по теме диссертационного исследования – (пополняется) | 2015-2019 | Пополняется |
5. | Разработана программа диссертационного исследования (корректируется) | 2015-2016 | Корректировка |
6. | Обоснован методологический аппарат диссертационного исследования | Июнь 2016 | Выполнено |
7. | Участие в Третьем Международном конгрессе «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты», 21-22 ноября 2016 года Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск) (подготовлена статья: «Психологические факторы оптимизации ответственности обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации» | 05 ноября 2016 г. | Выполнено (сертификат участника Конгресса) (статья – в печати) |
Программа диссертационного исследования
Тема диссертационного исследования: «Психолого-педагогическая модель формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации».
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогическую модель формирования ответственности у обучающихся кадетских образования классов общеобразовательной организации.
Объект исследования – ответственность как качество личности обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации.
Предмет исследования – психолого-педагогические факторы и условия формирования ответственности обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить степень теоретической разработанности проблемы формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации.
2.Определить факторы, оптимизирующие и сдерживающие проявление ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации.
3.Проследить особенности изменений содержательной наполненности взаимосвязей структурных компонентов и уровней сформированности ответственности у обучающихся кадетских классов.
4. Разработать модель и обосновать комплекс психолого-педагогических условий формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации
5. Оценить результативность экспериментальной работы по формированию ответственности подростков в условиях кадетских классов.
Гипотезаисследования включает следующие предположения:
Формирование ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации будет эффективным, если:
1) этот процесс осуществлять в рамках модели, которая разработана на основе системного и деятельностного подходов; включает в себя целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный блоки; реализована с учетом личностно-ориентированного, рефлексивного, фасилитарного подходов педагогического взаимодействия и специфических принципов: включения подростков в разработку траектории своего развития; мобилизации обучающимися эмоционально-волевого потенциала и управления им;
2) будет внедряться комплекс психолого-педагогических условий, предполагающий следующее:
– учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности обучающихся, становящихся основой для развития у него ответственности;
– формирование представлений подростков об ответственности как качестве личности;
– поэтапное создание ситуаций проявления ответственности и включение в них обучающихся кадетских классов;
– взаимодействие субъектов образовательного процесса: психолога, офицера – воспитателя (военрука), педагогов, подростков и родителей – с целью достижения (выработки) единства требований к формированию ответственности обучающихся кадетских классов;
– осознание обучающимися кадетских классов значимости ответственности в будущей профессиональной деятельности.
Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: общетеоретические (теоретический анализ научных источников, сравнительный анализ, обобщение, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, формирующий и констатирующий эксперимент, анкетирование, стандартизированное тестирование); метод экспертной оценки, количественный анализ с использованием математико-статистических методов обработки эмпирических данных (таблицы частот, U-критерий Манна – Уитни, Т-критерий Вилкоксона), корреляционный анализ, кластерный анализ.
Этапы исследования.
Психологическое исследование осуществляется в три этапа.
Первый этап (2015 – 2016 гг.). На основе изучения и анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определились методологические основы и концепция исследования, его объект, предмет и цель, формулировались гипотеза и основные задачи. Проводится полевой эксперимент.
Второй этап (2016 – 2017 гг.). В ходе проводимой опытно-экспериментальной работы в совокупности с анализом научной литературы будет уточняться гипотеза исследования, конкретизироваться факторы и условия, способствующие процессу формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации. Результатом этого этапа будет разработка и внедрение психолого-педагогической модели формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации
Третий этап (2018 – 2019 гг.). Осуществится обобщение и интерпретация эмпирических данных, уточняются выводы, будет проведено литературное оформление текста диссертации, состоится внедрение теоретических результатов в деятельность кадетских классов общеобразовательной организации.
Полевой эксперимент.
Пилотный этап направлен на исследование состояния проблемы формирования ответственности у обучающихся кадетских классов (курсантов).
Задачи этапа:
1. Разработать и провести авторскую анкету по изучению состояния проблемы у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации (курсантов);
2. Провести оценку (оценить) состояние проблемы по формированию ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации (курсантов);
3. Разработать план эмпирического исследования (психолого – педагогического эксперимента).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование формирования ответственности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации осуществляется на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21 города Челябинска».
В исследовании принимают участие учащиеся восьмых – девятых кадетских классов. В восьмом кадетском классе обучаются - ____кадет, в девятом кадетском классе - ____ кадет. Нами выбрана логическая схема психологического исследования, которая позволит установить причинно – следственные зависимости формирования ответственности у обучающихся, и включающая в себя проведение исследования в двух группах испытуемых: одной экспериментальной (ЭГ), другой – контрольной (КГ). При этом экспериментальная группа будет предназначена для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольная группа – для того, чтобы, сравнивая полученные в ней результаты с теми, которые зафиксированы в экспериментальной группе, отклонять всевозможные статистические зависимости, кроме устанавливаемых причинно-следственных связей. Нами выбран простейший случай реализации этой схемы – когда берется одна экспериментальная и одна контрольная группа. Два кадетских класса нами выбраны в качестве экспериментальной группы обучающихся (ЭГ). В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина выясняемого явления, а в контрольной группе такое изменение не осуществляется. Контрольная группа (КГ) обучающихся – это учащиеся восьмого и девятого общеобразовательного класса. Общее число обучающихся, принимающих участие в опытно - экспериментальной работе составило - ____. По завершении психологического эксперимента нами будут оцениваться и сравниваться между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной – зависимой. Если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются те вариации независимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.
Нами может быть использован метод единственного сходства
А, Б, В, Г → Д, Е.
И, К, Л, Г → М, Е.
Н, О, З, Г → П, Е.
С, Т, У, Г → Ф, Е.
В данном случае в процессе эксперимента осуществляются разнообразные изменения (вариации) признаков, однако остается единственное сходство (Г – Е). При таком соотношении переменных можно полагать, что переменная Г есть причина, а Е – следствие изучаемого явления.
Установлению причинно-следственных связей способствует и схема (план) организации эксперимента. Нами предполагается эксперимент по схеме типа «до и после». В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента, причем регистрация психологических фактов осуществляется как в экспериментальной, так и контрольной группе. Такой способ организации и проведения эксперимента предпочтительнее, эксперимента по схеме типа «только после», поскольку дает возможность не принимать (отвергнуть) гипотезу о том, что обнаруженные по окончании различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями между ними, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.
На основном этапе эксперимента, который указывается в психологической литературе, как этап исполнения, будет осуществляться сбор психологических фактов, являющихся основой психологического исследования. Задачей пилотажного (пробного) исследования является проверка продуманности и подготовленности эксперимента, правильности определения проблемы исследования, точности формулировки гипотез, правильности подбора психологических методик, способов статистической обработки получаемых данных, интерпретации и представления полученных результатов.
В основном эксперименте нами будет осуществляться сбор первичных данных, необходимых для доказательства выдвинутой гипотезы.
Методики психологического исследования:
1) Методика диагностики отношения к учению и к учебным предметам (Г.Н. Казанцева)
2) Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан)
3) Изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования (В.А. Плахтиенко)
4) Тест по определению социальной направленности (В.М. Минияров)
5) Тест по определению социально-психологического типа личности (В.М. Минияров)
6) Авторская анкета «Изучение формирования ответственности».