Структура диссертационного исследования

Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в его структуре.

Структура диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст, т. е. разделы и подразделы. Традиционно сложилась определенная структура диссертационной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1) титульный лист (приложение Е);

2) задание на диссертацию (приложение Д);

3) реферат (приложение Ж);

4) содержание с указанием номеров страниц;

5) текст диссертации:

– введение;

– разделы и подразделы основной части;

– заключение;

6) перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;

7) список литературы (использованных источников);

8) приложения.

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам.

Задание на магистерскую диссертацию включает перечень исходных данных для выполнения магистерской диссертации, перечень рассматриваемых вопросов (разделов диссертации), перечень графического и иллюстрационного материала, а также календарный график выполнения диссертационного исследования.

Реферат должен содержать:

¾ сведения об объеме диссертации (количество страниц);

¾ количество иллюстраций (рисунков), таблиц, приложений, использованных источников;

¾ краткую характеристику работы.

Объем краткой характеристики работы 1500–2000 печатных знаков (примерно одна страница). Краткая характеристика работы должна отражать тему, предмет, характер и цель диссертации, методы исследования, полученные результаты и их новизну, область применения, возможность практической реализации.

После реферата помещается содержание, в котором приводится перечень основных частей диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение к диссертации включает в себя следующие основные структурные элементы:

¾ актуальность выбранной темы;

¾ степень её научной разработанности;

¾ цель, задачи, объект, предмет исследования;

¾ научная гипотеза;

¾ методология, методы и экспериментальная база исследования;

¾ научные результаты и научная новизна;

¾ теоретическая и практическая ценность полученных результатов;

¾ апробации и реализация результатов;

¾ структура и объем научного исследования.

Таким образом, введение – очень ответственная часть диссертации, поскольку оно содержит все необходимые ее квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к диссертации рассмотрим более подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой диссертации. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5–1,0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. При обосновании актуальности исследования необходимо остановиться на следующих моментах:

¾ новые условия и предпосылки, которые обуславливают актуальность изучаемого явления;

¾ освещение данной проблемы в официальных документах;

¾ запросы общества, которые могут быть удовлетворены путем решения данной проблемы;

¾ освещение вопроса в научной литературе;

¾ научные проблемы, с которыми связана проблема исследования;

¾ потребности науки, которые могут быть удовлетворены путем решения данной проблемы;

¾ обоснование проблемы с позиции развития других наук;

¾ причины актуальности проблем в настоящее время;

¾ причины привлечения внимания практических работников к данной проблеме;

¾ достижения, которые следует обобщить и проанализировать.

Чрезвычайно важны многоаспектность доказательства актуальности, попытка магистранта рассмотреть актуальность избранной проблемы с разных позиций.

Пример.Актуальность темы диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

В современных условиях возрастают и дифференцируются требования к качеству жилищного фонда. Повышенное внимание к воспроизводству жилищного фонда и его влиянию на обеспеченность населения жильем связано не только со сложившейся ситуацией в жилищной сфере, но и с осознанием того, что социально-экономическое развитие страны определяется качеством жизни различных слоев общества.

Нерешенные проблемы в сфере воспроизводства жилищного фонда свидетельствуют о наличии кризиса в жилищной сфере и низкой эффективности его воспроизводства. Ввод жилья в Российской Федерации в 2013г. составил 70,5 млн. м2, что не превысило рекорда 1987г., когда в Советском союзе было введено 72,8 млн. м2 жилья. Объемы жилищного строительства не только не достигают показателей советского периода, но и не обеспечивают темпов роста жилищного фонда из расчета 1м2 жилья на человека в год. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда в 2013г. составил 93,9 млн. м2. Превышение объема ветхого и аварийного жилищного фонда над объемом ввода жилья свидетельствует о том, что жилищный фонд в Российской Федерации ветшает быстрее, чем обновляется. Несоответствие объемов жилищного строительства потребностям населения, недостаточная доля ввода жилья за счет реконструкции, капитального ремонта и реновации, высокая доля ветхого и аварийного жилищного фонда, низкая доступность жилья обусловливают необходимость системного изучения и обобщения результатов воспроизводства жилищного фонда с целью выработки наиболее эффективных приемов управления воспроизводством жилья. Для принятия эффективных управленческих решений требуется оценка и анализ имеющегося опыта решения проблем воспроизводства жилищного фонда и экстраполяция положительных результатов. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают целесообразность и значимость настоящего научного исследования, направленного на модернизацию инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Чтобы читателю диссертационной работы сообщить о степени разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то в таком обзоре незачем излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме диссертации, должны быть названы и критически оценены.

Пример.Степень научной разработанности проблемы (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

При изучении проблем развития жилищной сферы и воспроизводства жилищного фонда были использованы труды ученых: И. В. Акуленковой, А. Н. Асаула, Е. М. Блеха, В. В. Бузырева, П. Г. Грабового, О. В. Грушиной, Т.Ю. Овсянниковой, Е.В. Песоцкой, Ю.П. Панибратова, В. В. Пешкова, А. П. Прокопишина, Ю. И. Рыкова, Л. Г. Селютиной, Ю. Ф. Симионова, В. А. Сироткина, И. В. Смирновой, Е. Б. Смирнова, И. В. Цвигун, Л. Н.Чернышова, B. C. Чекалина, Н. М. Чикишевой.

При проведении исследования по вопросам анализа рынка недвижимости и инвестиций в жилищную сферу в диссертации использованы труды ученых: И. И. Боровкова, В. А. Володько, Х. М. Гумбы, Л. М. Каплана, С. Н. Максимова, С. Р. Хачатряна, Г. В. Хомкалова.

При проведении исследования по вопросам управления и регулирования жилищной политики в диссертации использованы труды С.А. Астафьева, А. П. Бирюкова, Н. В. Васильевой, А. М. Платонова, С. Б. Сиваева, В. Г. Смирнова.

Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы.

Пример.Цель диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Целью диссертационного исследования является развитие и дополнение инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Задачи исследования – это методологическое и теоретическое обобщение состояния проблемы (обобщить литературные источники, выдвинуть и проверить гипотезу, обосновать, разработать методику исследования и т.д.).

Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Обычно они связаны с обобщением материалов, излагаемых в основной части. Можно наметить лишь общие ориентиры для определения задач исследования:

¾ первая задача связана с характеристикой исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей её решения;

¾ вторая – имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий её решения;

¾ третья – имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Во аналитической части работы формулировка задач исследования может начинаться словами: «изучить», «проанализировать», «выявить особенности (закономерности, тенденции)» и др.

В разработочной части формулировки задач научного исследования могут начинаться со слов: «предложить», «разработать», «развить», «дать оценку экономического эффекта (методики, модели, методических рекомендаций, концепции и др.)».

Количество задач исследования может примерно соответствовать количеству параграфов основной части.

Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации.

Пример.Задачи диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

¾ рассмотреть и систематизировать существующие инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда;

¾ систематизировать и уточнить набор частных показатели оценки эффективности воспроизводства жилья;

¾ разработать методику оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда;

¾ разработать методические рекомендации по формированию дорожных карт развития воспроизводства жилищного фонда;

¾ разработать алгоритм построения рейтинга эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности (организации, предприятия, процессы и т.п.), где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению.

Пример.Объект диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Объектом исследования выступает процесс воспроизводства жилищного фонда на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Предмет исследования – проблема, т.е. реальное противоречие, требующее своего разрешения; наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться с точки зрения разных предметов исследования.

Пример.Предмет диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования « Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Предметом исследования выступают инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Научная гипотеза – научное предположение, выдвигаемое в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования для объяснения изучаемых явлений. Гипотеза, то есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, уточняющее путь достижения цели. Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.

Истинность предположений, составляющих гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой.

По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвлённый (состоит из нескольких предположений) характер. Верификация (проверка истинности научных суждений) гипотезы осуществляется в процессе научного исследования, степень ее обоснованности определяется его результатами.

Пример.Гипотеза диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Научная гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что развитие инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда позволит региональным и муниципальным органам власти принимать наиболее эффективные решения в сфере управления воспроизводством жилья.

Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.

Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Успех решения находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методологическую основу научной работы магистранта составляет методологическая, теоретическая и информационная база исследования.

Методологической базой исследования являются принципиальные подходы, методы, которые применялись для проведения диссертационного исследования.

Теоретическая база исследования – это теоретические работы ученых и специалистов в изучаемой области.

Информационная база исследования – это совокупность данных из научных и статистических источников, официальных документов, результаты собственных расчетов и т.п.

Пример.Методологическая основа диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Теоретической базой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки ведущих ученых в области управления жилищной сферой и повышения эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Методологической основой исследования является комплекс методов научного познания: методы группировок, синтеза, системного, логического, экономико-статистического анализа, статистических исследований, а также табличные и графические приемы визуализации данных.

Информационной базой исследования являлись данные статистической и аналитической информации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата) и её территориальных органов в Тюменской, Челябинской, Курганской, Свердловской областях, аналитические материалы министерств и ведомств России, законодательные акты Российской Федерации, нормативные и методические документы по вопросам жилищной политики, строительства, ремонта и реконструкции жилых зданий и сооружений, материалы фонда содействия реформированию ЖКХ, материалы публикаций российской и зарубежной прессы.

Научная результаты и научная новизна исследования должны подтверждаться материалами, полученными магистрантом.

Краткое описание научного результата необходимо показать с такой полнотой, чтобы научный руководитель, руководитель магистерской программы 08.04.01.0002 «Экспертиза и управление недвижимостью», заведующий кафедрой «Проектирование зданий и экспертиза недвижимости», рецензент и специалисты, читающие заключение, могли понять сущность проведенного исследования, его научные результаты и элементы научной новизны без каких-либо дополнительных комментариев.

Магистрант должен указать научные результаты, полученные им лично, разъяснить их сущность и значение.

Наиболее существенными научными результатами могут быть сформулированные магистрантом новые или дополненные ранее известные теоретические положения, идеи, факты, конкретные методики, модели, способы, обоснования, концепции, закономерности и др. В формулировке научного результата обязательно должно быть представлено описание каждого объекта.

Формулировку нового научного результата следует начинать с вводного слова: доказано, получено, установлено, определено, выявлено, разработано, предложено и др. Затем следует указать наименование объекта научной новизны (что именно создано или доказано: методика, модель, способ, положение, концепция и т.д.)

После этого с помощью соединительных слов (состоящий, заключающийся в том, что…) можно перейти к изложению значения объекта научной новизны – с такой полнотой чтоб можно было понять сущность этого объекта без каких- либо дополнительных комментариев.

Если в результате исследования получено несколько научных результатов, их формула должна состоять из нескольких пунктов, имеющих аналогичную структуру описания (вводное слово, наименование объекта научной новизны, соединительные слова, существенные признаки).

Пример.Научная новизна диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Научная новизна диссертационного исследования заключается развитии и дополнении инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда. К числу наиболее существенных результатов, обладающих научной новизнойи полученных лично автором, относятся следующие:

1. Систематизированы существующие инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда. Анализ подходов, предлагаемых Смирновым Е. Б., Строкиным К. Б., Платоновым А. М., Боровковым И. И., Касьяновым В. Ф., Шлеменом М. П., Клименко А. С., Аверьяновой Т. А., Николихиным К. А. и другими, позволил выделить три группы инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда: расчет частных показателей, расчет интегрального показателя, проведение социологических опросов и экспертных оценок. На основе анализа достоинств и недостатков рассмотренных инструментов определены направления модернизации и требования к формированию методики оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда.

2. Уточнен, дополнен и систематизирован комплекс частных показателей оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда, характеризующий достигнутые результаты воспроизводства жилищного фонда и целевые индикаторы реализации дорожных карт. Предложенный комплекс частных показателей складывается из четырех групп, выделенных в результате анализа существующих инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда: социальной, технической, рыночной, инвестиционной.

3. В результате модернизации существующих инструментов разработана методика оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда. В основе авторской методики лежит оценка эффективности воспроизводства жилищного фонда с точки зрения двух аспектов – показателей состояния, характеризующих воспроизводство жилищного фонда в анализируемый период, и показателей динамики, отражающих интенсивность изменения показателей состояния.

4. Разработаны методические рекомендации по формированию дорожной карты развития воспроизводства жилищного фонда, как одного из эффективных инструментов планирования, прогнозирования и управления в сфере экономики. Процесс разработки дорожной карты развития воспроизводства жилищного фонда включает в себя следующие этапы: подготовительный этап, этап формирования общей концепции развития воспроизводства жилищного фонда, этап разработки непосредственно документа дорожной карты, этап реализации дорожной карты и отслеживания целевых индикаторов.

5. Разработан алгоритм построения рейтинга эффективности воспроизводства жилищного фонда на основе модернизированных инструментов оценки. Построение рейтинга представляет собой упрощенную систему мониторинга и оценки результатов воспроизводства жилищного фонда на основе интегрального показателя оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда и среднего коэффициента роста, характеризующего динамику воспроизводства жилья.

6. Проведена апробация модернизированных инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда, показавшая их практическую применимость на региональном и муниципальном уровнях. В результате апробации модернизированных инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда получены оценка и рейтинг эффективности воспроизводства жилищного фонда регионов Уральского Федерального округа и ряда муниципальных образований Тюменской области.

В теоретической значимости результатов исследования необходимо охарактеризовать следующие параметры:

¾ выдвинутые идеи, аргументы, доказательства, их подтверждающие или отрицающие;

¾ обоснование элементов изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, этапы, стадии, факторы и условия;

¾ формулирование закономерностей, общей концепции в целом;

¾ раскрытие существенных проявлений теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, новые проблемы, подлежащие новому исследованию.

Пример.Теоретическая значимость диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в дополнении и развитии инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда.

Содержащиеся в работе модернизированные инструменты оценки и методические рекомендации по формированию дорожных карт развития воспроизводства жилищного фонда носят научно-прикладной характер и могут быть использованы в практической деятельности органов исполнительной власти и рейтинговых агентств

Основными признаками и показателями практической значимости результатов исследования могут быть:

¾ число пользователей, заинтересованных в данных результатах;

¾ масштабы возможного внедрения результатов;

¾ экономическая и социальная эффективность реализации результатов;

¾ определение сферы применения теории, закономерности, идеи, концепции на практике;

¾ создание нормативной модели эффективного применения новых знаний в реальной действительности.

Пример.Практическая значимость диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Практическая значимость состоит в возможности использовать модернизированные инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда федеральными, региональными, муниципальными органами исполнительной власти Российской Федерации, заинтересованными в улучшении результатов воспроизводства жилищного фонда и повышении качества жилищных условий населения, с целью создания объективной информационной базы для разработки эффективных управленческих решений, а также с целью рейтингования и проведения в отношении нижестоящих органов оценки эффективности управления воспроизводством жилищного фонда.

Магистранту также необходимо указать, где апробированы или реализованы результаты исследования – в производственной деятельности предприятий и организаций; в научной деятельности, в научных отчетах и др.; в учебном процессе.

Пример.Апробация результатов диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных научных конференциях.

Полученные автором научные результаты и практические рекомендации нашли применение в работе Главного управления строительства Тюменской области. Основные положения диссертации используются в учебном процессе кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» при проведении занятий по курсам «Стратегический менеджмент в городском хозяйстве», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Указывая структуру и объем научного исследования приводят следующие сведения о диссертации:

¾ объем работы (количество страниц);

¾ наличие введения, заключения;

¾ количество глав;

¾ количество источников использованной литературы;

¾ количество приложений;

¾ количество таблиц и рисунков.

Но самое главное – следует кратко описать структуру магистерской диссертации, которая может содержать две или три главы основной части, что определяется в процессе работы над ней магистрантом и научным руководителем и зависит от цели и задач исследования.

Пример.Структура и объем диссертационного исследования (Тема диссертационного исследования «Модернизация инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда»)

Цель и задачи исследования предопределили структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения. Основной текст диссертации изложен на 176 страницах, включая 46 таблиц и 45 рисунков, библиографию из 192 источников, приложения изложены на 27 страницах.

Во введении изложена актуальность темы исследования, обозначены цель и задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты воспроизводства и оценки эффективности жилищного фонда» уточнены основные понятия по проблеме, систематизированы инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда, сформулированы проблемы и тенденции воспроизводства жилищного фонда.

Во второй главе «Методическое обеспечение модернизации инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда» на основе результатов анализа существующих инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда отобраны частные показатели оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда. Предложена методика оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда, заключающаяся в определении интегрального показателя и коэффициента роста, характеризующего динамику воспроизводства жилья. Сформирована матрица и критерии оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда на основе шкалы Харрингтона. Разработаны методические рекомендации по формированию дорожных карт развития воспроизводства жилищного фонда.

В третьей главе «Прикладные инструменты оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда и их апробация» разработан алгоритм построения рейтинга эффективности воспроизводства жилищного фонда, показана возможность практического применения модернизированных инструментов оценки эффективности воспроизводства жилищного фонда на региональном и муниципальном уровнях, определены методы расчета частных показателей.

В заключении сформулированы выводы и основные результаты проведенного исследования.

В разделах основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Названия разделов не должны повторять название работы, названия подразделов – названия разделов.

Диссертационная работа заканчивается заключением. Эта часть диссертации носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.

Выводы, сделанные по результатам научного исследования, должны принадлежать магистранту и выносится на публичную защиту, поэтому к их формулировке следует подойти с особой ответственностью.

Выводы должны отвечать поставленным целям и задачам, учитывать положения, выносимые на защиту, а также принимать во внимание структуру научного исследования.

Вывод диссертации обычно начинаются словами: «выявлено», «установлено», «проанализировано», «обобщено», «предложено», «разработано», «усовершенствовано», «обосновано», «внедрено», «позволило получить экономических эффект» и т.д.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением диссертационного исследования.

Схематичное построение выводов может быть следующим:

1. Выполнен анализ…

2. Предложена модель…

3. Выявлены закономерности (особенности)…

4. Созданы и конструктивно проработаны…

5. Впервые поставлены и решены задачи (новизна)…

6. Усовершенствована модель (методика)…

7. Полученные решения позволяют (практическая и научная полезность)…

8. Результаты работы внедрены на ведущих предприятиях (подтверждается справками о внедрении).

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации магистранта.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

Список литературы (использованных источников) составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта. Каждый включенный в такой список литературный источник, как правило, должен иметь отражение в рукописи диссертации.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложениях.

Наши рекомендации