III. Изучение нового материала.
– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.
Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.
Познавательные УУД:общеучебные– обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).
− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).
− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)
− Произнесите их хором.
На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.
− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.
− Какие слова выписали?
− Вспомните, почему гласные назвали гласными.
− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.
− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.
− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?
− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?
Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. Зеленым цветом обозначены звонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: голубой цвет − глухие согласные.)
− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)
− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)
Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.
Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД:формирование умения корректно и равнозначно распределять работу с соседом по парте.
− У каких твердых согласных нет парного мягкого?
− Как это показано на звуковом столбике?
Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.
− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)
Игра «Назови по цепочке».
Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, Вместе руки – это брасс.
Наклонились и умылись. Повторяем еще 5 раз.
А теперь поплыли дружно. Выйдем на берег крутой
Делать так руками нужно: И отправимся домой.
Учитель читает интригу учебника.
− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».
Работа по заданию учебника (с. 31).
Познавательные УУД:формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Отгадайте:
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)