Работоспособность студентов и её динамика в процессе учебно-трудовой деятельности. 4 страница
3.Принцип доступности и индивидуализации. В основе этого важного принципа лежит необходимость построения обучения и воспитания в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая их особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также индивидуальные различия Физических и духовных способностей. Определение меры доступного - это непростой диагностический процесс. Помимо всего доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой - от объективных трудностей, особенностей, характерных тому или иному упражнению. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом оздоровительного эффекта. Доступными и правильными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.
Методическими условиями доступности являются: преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному); постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным (от простого к сложному, от легкого к трудному); индивидуализация (выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся).
4. Принцип систематичности. Этот принцип характеризуется непрерывностью процесса физического воспитания, оптимальным чередованием нагрузок и отдыха. Ясно, что регулярные занятия дают несомненно больший эффект, чем эпизодические. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Согласно некоторым научным данным, регрессивные изменения выявляются уже на 5 - 7 день перерыва (Зимкин Н.В. и др.). Им же подчёркивается, что длительность отдыха между занятиями не должна превышать 48 часов.
Процессы, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, протекают по условно определённым фазам. Первая - рабочая фаза - включает повышение, развёртывание функциональной активности систем организма, затем некоторую их стабилизацию и впоследствии постепенное исчерпание рабочих ресурсов наступления утомления. По окончании рабочей фазы начинается фаза относительной нормализации. В этой фазе происходит восстановление работоспособности, её энергетического потенциала, трансформация ближайшего эффекта минувшего занятия, которая завершается в следующей фазе. Если проводить очередное занятие во второй фазе, то указанные процессы нормализации задержатся. Третья - суперкомпенсаторная - фаза сверхвосстановления или «суперкомпенсации». Её особенность состоит в том, что организм не только возмещает рабочие траты, но и компенсирует их с избытком, обретая дополнительные рабочие возможности путём сверхвосстановления энергетических веществ и белковых структур. Это составляет основу оставленного или трансформированного эффекта проведенного занятия. Если после проведённого занятия следует слишком большой перерыв, то эффект утрачивается - наступает редукционная фаза. Работоспособность возвращается к исходному уровню, усвоенные же формы движений сохраняются обычно более длительное время.
Таким образом, одно из главных положений принципа систематичности - недопустимость перерывов, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий. Эффект каждого последующего занятия должен «наслаиваться» на «следы» предыдущего. Эффекты ряда занятий суммируются и возникает куммулятивный эффект системы занятий.
В практике применяются следующие интервалы отдыха между занятиями:
1-й вариант - очередное занятие приходится на суперкомпенсаторную фазу;
2-й вариант - очередное занятие приходится на фазу относительной «нормализации»;
3-й вариант - допускается (при некоторых условиях) периодическая суммация эффектов нескольких занятий на фоне частичного недовос-становления работоспособности и отдельных функциональных показателей. Обязательным при этом будет хорошая предварительная подготовленность, тщательный врачебный педагогический контроль. Реальное же чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и несравненно более гибким, чем можно представить схематично.
К одним из существенных признаков, характеризующих принцип систематичности, относятся повторяемость, вариативность и последовательность. В процессе физического воспитания повторяются не только физические упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных, годичных и других циклов. Повторения необходимы для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.
Столь же существенное значение имеет противоположная черта повторяемости - вариативность, т. е. широкое видоизменение применяемых упражнений, условии, методов, нагрузок, форм и содержания занятии. Оптимальное сочетание этих противоположностей во многом определяет эффективность занятий.
Проблема оптимальной последовательности тесно связана с проблемой доступности. Определяя путь следования в физическом воспитании, исходят, прежде всего, из возможностей занимающихся. Доступность обусловливает последовательность, но не сводится к ней.
Последовательность материала определяется и закономерностями возрастного развития и логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. Например, раньше всего созревают функции, определяющие координацию и быстроту движений, позже достигают максимума силовые качества и ещё позже появляется возможность предельных проявлений выносливости. В соответствии с этим на разных этапах физического воспитания преобладают упражнения, требующие доминирования в развитии тех или иных физических качеств.
Последовательность материала на каждом занятии, в системе циклов занятий, зависит более всего от объективно существующих связей между намеченными видами физических упражнений, от их преемственности и взаимодействия. Необходимо в каждом конкретном случае находить такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействию. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным. Например, нагрузки скоростного характера создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости. Установлено также, что значительные нагрузки на выносливость неблагоприятно сказываются на выполнение скоростных и силовых упражнений. Скоростные нагрузки хорошо сочетаются с нагрузками силового характера. Различные упражнения с набивными мячами, ядрами различного веса значительно способствуют формированию и совершенствованию навыков игры в волейбол и т. д.
Между тем в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и такие, которые могут выступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. Следовательно, в практике физического воспитания используют и такое сочетание физических упражнений, которое вызывают отрицательное взаимодействие.
5. Принцип постепенного повышения требований (динамичности). Суть этого принципа заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и интенсивности нагрузки. Как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме, который адаптируется к ней: снижаются энергетические затраты на единицу внешней работы, уменьшается легочная вентиляция, минутный объём сердца, меньше становятся биохимические и морфологические сдвиги в составе крови и т. д. Следует подчеркнуть, что прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют возрастным, половым, индивидуальным способностям, когда соблюдаются условия последовательности (преемственности и взаимосвязи упражнений), регулярности занятий и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.
Из изложенного следует вывод, что динамика нагрузки должна характеризоваться постепенностью. Условно приняты следующие формы повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая (постепенность обеспечивается относительно невысокими его темпами и значительными интервалами между занятиями); ступенчатая (рост нагрузок чередуется с относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий, в момент «скачка» нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике); волнообразная (характеризуется сочетанием относительно постепенного повышения нагрузок с крутым нарастанием и последующим снижением их, затем эта «волна» воспроизводится вновь, но на более высоком уровне).
Характерно, что прямолинейное и ступенчатое повышение нагрузок, в отличие от волнообразной, возможно в относительно непродолжительные периоды.
В заключение необходимо отметить, что содержание принципов тесно соприкасается друг с другом, вплоть до частного совпадения. Происходит это в силу того, что каждый из них отражает лишь отдельные стороны одного и того же процесса, а все вместе процесс в целом. В этом заключается их дидактическая взаимосвязь.