Глава IV. Психология младшего школьника


подражает лишь внешней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных свя­зей и взаимоотношений. По сравнению с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. Как подчеркивалось выше, в первую очередь для него значима личность учителя, ко­торый вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него — главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение преж­де всего с учителем и направлен младший школьник. В первое вре­мя обучения он также воспринимает одноклассников «через учи­теля» и обращает на них внимание, когда во время уроков препо­даватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот по­чему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают скла­дываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам инди­видуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоре­чивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в об­щественной жизни, но мотив их деятельности — желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется вовлекать в обществен­ную жизнь самых различных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответствен­ных и инициативных.

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, при­чем личность учителя становится менее значимой, но зато уста­навливаются б^лее тесные контакты с товарищами, однокласс­никами, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в об­щественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, похо­дами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимо­отношения начинают подкрепляться нравственной оценкой пове­дения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника127

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских группировок, так называе­мых «малых групп», и часто сложившиеся в них отношения стано­вятся для ученика более значимыми. В малых группах, как прави­ло, есть свои вожаки (лидеры). В них складываются свои нормы поведения, свои интересы. И если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой группы, с од­ной стороны, и учителем и активом класса - с другой, может возникать «смысловой барьер», непонимание, отчужденность. Ко­нечно, не следует думать, что малая группа - обязательно антаго­нистическое ядро внутри классного коллектива. Напротив, боль­шинство входящих в эти группы ребят, имея свои особые интере­сы, не перестают быть активными членами всего коллектива.

Учитель во всех случаях должен знать ценности малых групп своего коллектива, знать лидеров, умело влиять через них на чле­нов группы, всегда учитывать ее мнение и желание при выборе актива. Особенности взаимоотношений в малых группах, межлич­ностные отношения младших школьников должны быть предме­том изучения педагога. Это поможет ему правильно выделить ак­тив класса, облегчит его влияние на коллектив и отдельных учени­ков, поможет регулировать отношения детей в коллективе (см. [7]).

Наши рекомендации