Самооценка психических состояний
Цель исследования: выявить уровень тревоги (1–10 характеристики), фрустрации (11–20) и агрессивности (21–30 характеристики).
Инструкция:
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ | подходит | подхдит, но не очень | не подходит |
1. Не чувствую в себе уверенности | |||
2. Часто из-за пустяков краснею | |||
3. Мой сон беспокоен | |||
4. Легко впадаю в уныние | |||
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях | |||
6. Меня пугают трудности | |||
7. Люблю копаться в своих недостатках | |||
8. Меня легко убедить | |||
9. Я мнительный | |||
10. С трудом переношу время ожидания | |||
11 Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход | |||
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом | |||
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя | |||
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат | |||
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной | |||
16. Я нередко чувствую себя беззащитным | |||
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния | |||
18. Чувствую растерянность перед трудностями | |||
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели | |||
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми | |||
21. Оставляю за собой последнее слово | |||
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника | |||
23. Меня легко рассердить | |||
24. Люблю делать замечания другим | |||
25. Хочу быть авторитетом для окружающих | |||
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего | |||
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю | |||
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться | |||
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция | |||
30. Я мстителен |
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую из трех групп вопросов:
I. II. III. | 1–10 вопросы – тревожность. 11–20 вопросы – фрустрация. 21–30 вопросы – агрессивность. |
I. Тревожность
0 – 7 баллов не тревожные
8 – 14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня
15 – 20 баллов очень тревожные
II. Фрустрация
0 – 7 баллов имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам и не боится трудностей
8 – 14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место
15 – 20 баллов низкая самооценка, избегает трудностей, боится неудач
III. Агрессивность
0 – 7 баллов спокоен, выдержан
8 – 14 баллов средний уровень
15 – 20 баллов агрессивен, невыдержан, есть трудности в общении
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Изучение темперамента методом наблюдения
На основании деятельности ученика, его поведения на уроках и в процессе общения можно сделать вывод о том, какой тип темперамента преобладает у учащегося. Темперамент проявляется в общей, двигательной и эмоциональной активности учащихся.
ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованиям, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности у холериков и сангвиников, низкий у меланхоликов и флегматиков.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности у холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т. д.), низкий– у меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности у сангвиников и флегматиков, высокий – у холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, а меланхолики – нет. У холерика происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов – нет.
Сочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент ученика.
Уровень активности