ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке.
Церковные | Светское образование | Универси- | Обучение горожан и |
школы | теты | селян | |
• монастырские — внеш- | Цель воспитания старшего сына феодала — воспита- | Возникли в | Цеховые школы — для |
ние (для мирян) и внутрен- | ние рыцаря: до 7лет — в семье; до 14 лет — в | конце XII в. | детей ремесленников. |
ние; | замке сюзерена в роли пажа на женской половине; | Факультеты: | Образовательный |
• кафедральные; | с14 лет — оруженосец сюзерена; | • подгото- | путь:мастер, подмас- |
•приходские. | с 21 года — рыцарь. | вительный | терье, ученик. |
Срок обученияне устанав- | • Содержание «семи рыцарских добродетелей»: | (артисти- | Для включения подмас- |
ливался, возраст—тоже. | верховая езда, плаванье, фехтование, охота, | ческий) — | терья в число полноп- |
Социальное положение: | шахматы, владение копьем, мечом, щитом; | «7 сво- | равных мастеров он |
сначала учениками были | умение слагать и петь стихи. | бодных | должен был: изготовить |
дети духовенства, потом — | В условиях распада большинства государств Зап. | искусств», | «шедевр» (образцовую |
все остальные. | Европы на множество враждебных феодальных | 6—7 лет, | работу), сдать устный |
Метод— механическое | владений военная подготовка рыцаря приобретала | магистр; | экзамен; уплатить |
запоминание. | важнейшее практическое значение. | • бого- | взнос за прием в цех, |
Содержание: | Телорыцаря принадлежит сюзерену, душа — | словский — | устроить угощение для |
— чтение молитв; | Богу, сердце — даме.Отсюда воспитание дворя- | 5—6 лет, | членов цеха, совершить |
— церковное пение; | нина: основы любви, войны и религии. | доктор наук; | пешком образователь- |
— письмо. | Начала любви: вежливость, доброта, великоду- | • юриди- | ное путешествие. |
В монастырской школе | шие, этикет, витиеватая речь, воздержанность | ческий — | Гильдейские школы — |
повышенного типа — | отгнева, лени,чревоугодия. | 5—6 лет, | для детей купцов. |
«7 свободных искусств». | Умственное воспитание было ничтожным. | доктор наук; | Позже эти школы |
Высшая кафедральная (или | Религиозное — с самого начала пребывания в | • медицин- | превратились в на- |
соборная)— | замке сюзерена. | ский — 5—6 | чальные городские |
«7 свободных искусств» + | На последней стадии развития рыцарства были введе- | лет, доктор | школы, содержавшие- |
древняя философия, | ны в подготовку рыцаря начала экономики, детей отда- | наук. | ся магистратами. |
богословие, позже введены: | вали на выучку ремесленникам, учили читать и писать. | Вид заня- | На селе: приходские |
астрономия, медицина. | Для следующего сына:семья —> монастырская шко- | тий: | школы и раннее |
Идеал монашества: | ла —> уход в священнослужители или университет. | • лекции, | включение в трудо- |
целомудрие, бедность, | Женское воспитание:в семье —»монастырские шко | диспуты. | вую деятельность. |
послушание. | лы -4 возвращение в семью или уход в монахини. |
СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
РЕКТОР
- избирался профессорами и студентами, иногда эту должность занимал студент
КОЛЛЕГИЯ ОБЩЕЖИТИЕ Бурса— студенческая квартира, содержащаяся под надзором одного из магистров
ДЕКАНЫ
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СУД
ФАКУЛЬТЕТЫ (срок обучения 5-7 лет)
богословский )4 |
медицинский > |
юридический ч |
артистический—
преподавалось «7сво-
бодных искусств». Факультет был подготовительным и обще-образова тельным
Методы обучения — лекции, диспуты
Изучив грамматику, риторику, диалектику, студент получал степень бакалавраискусств. По изучении полного курса философии и других предметов давалась степень магистраи студент переходил на специальный курс (факультет)
45