Глава 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века

течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргерские ереси), тоже в общем не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Правда, социально-политические программы, рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались от общественно-классовых установок идеологов феодализма.

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярко выраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена, потребности политического и правового развития не давали пребывать политико-юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. Медленно, отнюдь не прямолинейно и просто, но эти знания прогрессировали во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли.

33. Концепция живого права эрлиха

О. Эрлих считается основоположником концепции «живого права» и одним из основателей школы «свободного права». Будучи профессиональным юристом, Эрлих с самого начала выступил с резкой критикой юридического позитивизма и этатизма с позиций социологии права. Социология права, по Эрлиху, — отрасль, которая исследует право, опираясь на факты. К последним он относил обычаи, владение, господство и волеизъявление. Он рассматривал право как «живое право», которое спонтанно и естественно возникает в обществе. На формирование взглядов Эрлиха значительное влияние оказали как место жительства и обстоятельства его карьеры, так и его опыт и знание правовой культуры Буковины, где австрийское законодательство резко контрастировало с местными обычаями, по которым часто осуществлялась вся юридическая практика. Такое сосуществование двух «правовых систем», заставило его усомниться в трактовке понятия закона, предложенной такими теоретиками, как Ганс Кельзен. Он отмечал, что существующие правовые теории дают неадекватный взгляд на правовую реальность общества, признавая право только в виде суммы законов и уставов, значительная часть из которых не работает. Он провел различие между изложенными в уставах и уложениях юридическими нормами и «живыми» нормами-решениями, основанными на нормах поведения.[5] Последние, согласно Эрлиху, на самом деле управляют жизнью в обществе и может рассматриваться в народном сознании, если не обязательно юристы, как закон. Например, коммерческое использование и пользовательские соглашения могут развиваться и быть признанным и уважаемым судами. Эрлих считал, что «живой закон», который регламентирует общественную жизнь может быть совершенно отличным от правовых норм, специально созданных для принятия решений судами. Такие нормы могут регулировать только споры тех, кто предстал перед судебным или иным официальным юридическим разбирательством. Законы самой жизни являются основой для рутинной структурирования социальных отношений. Их источник находится в разных видах общественных объединений, в которых люди сосуществуют, а суть их состоит не споре и судебных разбирательствах, а в установлении мира и сотрудничества. То, что считается законом зависит от того, какой орган существует, чтобы придать правовое значение тому, что он должен регулировать. Но не все нормы общественных объединений должны рассматриваться как «законы», по мнению Эрлиха. Правовые нормы отличаются от моральных или просто обычных норм, мощным чувством неприятия, которое обычно прикрепляются к их нарушению. Они, таким образом, с самого начала социально обусловлены как фундаментальные, лежащие в основании любого общества, в котором социальная позиция индивида (социальной группы)четко определена через совокупность прав и обязанностей по отношению к другим позициям (социальным статусам).





34. Политико-правовые идеи Бодена

Жан Боден (1530—1596) — французский правовед, вы дающийся политический мыслитель.
Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и связанный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Именно Боденупри надлежит научное первенство в создании этой теории.
Биография. Родился в семье, принадлежащей к средне му сословию. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал в родном университете римское право. Адвокатская практика в Париже. 1575—1580 гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сосло вия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.).
Логические основания политического учения:
теоцентризм;
историзм;
рационализм.
Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воз дает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем».
Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.
Основой государства является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как [
дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи при водит к деградации государства.
Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Воден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:
—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
—> власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами челове-ческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. ПоэтомуБоден критикует утопийское государство Т. Мора: госу-дарство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принад лежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства — комп лекс исключительных прерогатив:
—>право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива су-веренной власти;
—> право войны и мира;
— > право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
—> правосудие в последней инстанции для всех должно стных лиц и граждан; —> право помилования; —> чеканка монет; —> определение мер и весов; —> взимание налогов и податей.
Кіассификация форм правления государства в зависимо сти от принадлежности власти тому или иному суверену: —> демократия; —> аристократия; —> монархия.
В демократии все или большая часть граждан облада ют суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над все ми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.
Эффективность различных форм правления государства для обеспечения общественного порядка. ДемократиюБоден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений.
Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам.
Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на божественный суд: «Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего за конного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».
Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства:
—> крайне неравномерное распределение богатства; —> отсутствие свободы вероисповедания.

Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также за коны, допускающие веротерпимость.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современ ной науки о государстве и руководством для принятия по литических решений.

35. Историческая школа права

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

36. Юриспруденция интересов Хека и Паунда

Социологический подход к праву стал господствующим в правовой теории XX в. и наибольшее распространение получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными представителями юриспруденции интересов считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот конфликт интересов.

Р. Паунд ввел в науку понятие «юридическая социальная инженерия». Содержанием такой инженерии является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном человеческом сообществе. Право, по его мнению, должно восприниматься как инструмент социального контроля, наряду с моралью, обычаями и т.д. Паунд выдвинул концепцию «юстиции без права», в которой признал возможность свободы правового усмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями.

Паунд вслед за реалистами утверждал, что правовой порядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать.

Во Франции направлениями социологического подхода к праву стали теория солидаризма и институционализм.

37. Политико-правовые воззрения гроция

Гуго Гроций (1583 — 1645) (Голландия; закончил Лейденский университет; ученая степень доктора права; стал жертвой борьбы политических партий; приговорен к пожизненному заключению; удалось бежать во Францию; позднее поселился в Гамбурге; погиб в результате кораблекрушения).

Верил в могущество человека (источник знания — наблюдения (опыт) и размышления; государство и право рассматриваются с точки зрения здравого смысла).

«Свободное море» (защищает свободу судоходства против притязаний Испании и против Англии).

«О праве войны и мира» (проблемы международного права; для их решения даются ответы на более общие вопросы — сто такое право вообще, что такое государство как субъект международных отношений).

Происхождение государства.

Государство — совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Государство — результат сознательной деятельности людей (возникло как следствие общественного договора).

До учреждения государства люди находились в естественном состоянии(жили непритязательно; под влиянием инстинкта общения проявляли доброжелательность друг к другу; не было частной собственности; имуществом пользовались сообща; по мере развития искусств и ремесел возрастали потребности людей; каждый стал считать себя собственником; исчезло равенство, справедливость, возникли конфликты; утратилось чувство безопасности — чтобы восстановить его люди по своей воле заключают общественный договор (объединяются в государство)).

Характеристика государства (определение государства).

Происхождение собственности (не считает этот институт присущим природе человека; частная собственность возникла в результате соглашения людей — явного (при разделе имущества) или молчаливого (при завладении имуществом)).

Право собственности установлено человеческой волей (присвоение чужого против воли собственника преступно) (между собственниками существует молчаливое соглашение возвращать вещи владельцам и возмещать причиненный ущерб).

Концепция общественного договора не приводит к выводу, что носителем суверенитета является народ, и что воля народа выше воли государя(допускает, что народ был суверенным, но добровольно передал свой суверенитет избранным им лицам).

Возможность сопротивления власти (никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям, противоречащим нормам естественного права; государство наделяется для обеспечения безопасности высшим правом лишать подданных возможности сопротивления; в исключительных случаях народ имеет право на восстание (если не приведет к разрушению государства и к гибели невиновных людей)).

Не считал, что всякая война может быть запрещена (война — естественный способ защиты законных интересов государства; противопоставляет справедливые и несправедливые войны; справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии); несправедливые носят завоевательский, грабительский характер).

Войны должны вестись с соблюдением определенных правил, чтобы от военных действий не страдало мирное население (щадить женщин и детей; человечно обращаться с военнопленными).

Наши рекомендации