Воспитание и школа в западной европе в средние века

Средние века охватывают более 12 столетий (5 – 16 вв.). Выделяют 3 периода: 5- 10 вв. - раннее средневековье; 11- 13 вв.- «высокое» средневековье; 14 - 16 вв.- позднее средневековье (эпоха Возрождения).

Проблемы воспитания разрабатывали философы-богословы. Их педагогические идеи носили религиозный характер. При церквах организуются приходские школы, где готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей. Мальчики изучали молитвы, церковное пение, начальный счет, читали и писали на латинском языке. При монастырях и соборах создавались школы, где готовилось высшее духовенство. Изучали богословие, риторику, астрономию, музыку и др.

В городах возникают цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей купцов. В этих школах, созданных самим городским населением, а не церковью, основное внимание уделяется чтению, письму и грамоте на родном языке. Цеховые и гильдейские школы впоследствии объединились в городские начальные школы.

Светские феодалы в средние века составляли особое сословие, которое считало себя благородным. Они презирали физический труд, проводили время в войнах. Дети феодалов получали рыцарское воспитание. Воспитание способствовало овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом; плавать; владеть мечом, щитом, копьем; фехтовать, охотиться; играть в шахматы; слагать и петь стихи в честь дамы сердца. В возрасте 10-12 лет мальчик попадал в дом знатного феодала, где до 14 лет выполнял роль пажа при жене феодала. Одновременно учился хорошим манерам, пению, танцам, верховой езде. Для этого приглашались учителя. В 14 лет и до 21 года подросток становился оруженосцем, сопровождал своего господина в военных походах и на охоту. В 21 год его торжественно посвящали в рыцари. Девочки знатных семей воспитывались дома или при монастыре. Они осваивали грамоту, изучали языки, рукоделие, музыку, читали религиозные книги.

В 11 -13вв. в Западной Европе возникают и развиваются средневековые университеты. Почин организации принадлежал ученым, которые сами выбирали его руководителя, но со временем, церковь, оказывавшая материальную помощь университетам, полностью подчинила их своему влиянию.

Эпоха Возрождения (14-16 вв.) характеризуется возрождением культуры античного мира, развитием науки, литературы, искусства. В связи с тем, что в культуре в центр ставится человек, она получила название «гуманистической». Педагоги – гуманисты призывали воспитывать здоровых. Жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они считали, что изучение «семи свободных искусств» необходимо дополнить изучением древних языков, литературы, истории, географии. Они осуждают палочную дисциплину, призывают уважать личность ребенка. Однако провозглашенный ими «культ человека» распространялся только на представителей аристократии и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались нарождающейся буржуазией.

ВЫЧЛЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕЕВИДНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592 – 1670 гг.)

Как особая наука «педагогика» впервые бала выделена из системы философских знаний в начале 17 в. Статус науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Теоретические идеи Коменского до сих пор сохраняют свое научное значение.

Основные положения педагогической теории были изложены им в знаменитом труде «Великая дидактика»(1633-1638 г.). Он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми. Коменский делит жизнь детей на 4 периода по 6 лет каждый: детство – от рождения до 6 лет; отрочество – от 6 до 12 лет; юность – от 12 до 18 лет; возмужалость – от 18 до 24 лет. Для каждого периода он намечал особую ступень образования.

Дидактические взгляды. 1).Теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. 2). Механическую зубрежку противопоставлял требованию сознательности обучения (« Ничего не следует заставлять выучивать наизусть кроме того, что хорошо понятно рассудком»). 3). Настаивал на системности обучения («…природа не делает скачков, а идет вперед постепенно»). 4).Выдвигал дидактическое требование посильности обучения («Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту»).

Организация школьного обучения. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий. Настаивал на том, чтобы прием в школу производился 1 раз в году. Он положил начало планированию и ведению урока. Считал должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».

Значение педагогической теории: 1). В 17-18 вв. его учебники считались лучшими учебными книгами для первоначального обучения во многих странах мира, в т.ч. в России. 2). Рекомендации по организации учебной работы до сих пор в основных чертах применяются в школах разных стран. 3). Педагогическая теория имеет научный характер и является вкладом в мировую культуру. 4). Оставил после себя 260 педагогических сочинений. 5). Его «Материнская школа» - первое в мире руководство по дошкольному воспитанию. 6). Защищал права женщин на образование. 7) Выдвинул идею всеобщего обучения на родном языке.

К середине 18 века произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. Среди представителей этого времени выделяется философ, писатель, композитор, великий педагог ЖАН-ЖАК РУСССО ( 1712 – 1778 гг.), напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. В связи с этим воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства. По Руссо воспитание получают из 3 источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Он акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания», в педагогической науке, согласно воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями ребенка. Хотя в научном плане эти идеи были не совсем обоснованы, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветающих в воспитании в его время. В своей книге «Эмиль или О воспитании» он первым сказал миру педагогическую истину: «… воспитание – это и есть сама жизнь, а не подготовка к жизни. Ребенок, подросток, юноша не учится жизни, он просто живет».

Виднейший английский деятель ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704 ГГ.) в труде «Мысли о воспитании»(1693г.) большое внимание уделил психологическим основам воспитания. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой якобы можно написать все, что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Ярким представителем педагогики рубежа 18 -19 вв. является швейцарский педагог ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746 -1827 ГГ.), который одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении «Лингард и Гертруда» (1781 -1787 гг.) развивал идеи о гуманном воспитании детей. Ему принадлежит теория элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. В отличие о Руссо, считал, что только соответствующее воспитание сделает ребенка настоящим человеком. Всю свою жизнь посвятил воспитанию и обучению детей из народа.

Наши рекомендации