Карта наблюдений за ребенком

Сфера Параметр   ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРА
Эмоционально-личностная   Контакт легко устанавливающийся, полноценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия;     постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный;     относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью;   легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);   недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку.
Интерес выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно с азартом) 3 балла - те же качества, но меньше выражены во внешнем плане 2,5 балла достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом;   2 балла поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому)   1,5 балла выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку;   1 балл Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.   0 баллов
Эмоциональный компонент продуктивности внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и критика одинаково способствуют продуктивности и деятельности; 3 балла адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и критика понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельность;   2 балла внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;     1,5 балла На фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и критику, грубо дезорганизующих деятельность;   1 балл Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией (грубая дезорганизация деятельности);   0,5 балла   - полностью индифферентное отношение к различным ситуациям в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности; - «аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации. 0 баллов
Активность работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции); 3 балла - нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2,5 балла необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;   2 балла незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный);     1,5 балла наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом);     1 балл необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый);[1]   0,5 балла
Оценка собственных достижений (критика) адекватная самостоятельная аргументированная;     снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно? И т. п.); - то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;   аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;     отказ от оценки;     неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.    
Работо­способность Темп и динамика продуктивности деятельности темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью;     3 балла несколько замедленный, равномерный при упорядоченной деятельности;   2,5 балла   - темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца занятия стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядочении деятельности (замедленная врабатываемость)   2 балла высокий или умеренный темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаний на ошибки;     1 балл ускоренный темп на протяжении всего занятия в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;   0,5 балла крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.     0 баллов
Истощаемость относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т. п.) 3 балла выявляется к концу занятий (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;   2 балла те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия;     1 балл То же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия.   0 баллов  
Переключаемость Отсутствие даже легких признаков инертности;   3 балла Единичные факты застревания на предыдущих действиях.   2 балла Отчетливая тенденция к застреванию;     1 балл То же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции.     0 баллов  
Внимание [2] достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;     3 балла     - негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);   2,6 балла негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования;     2 балла     внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;     1,5 балла отчетливо выраженные нарушения внимания к концу занятия;   1 балл негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс занятия   0,5 балла     - отчетливо выраженные нарушения внимания в процессе всего занятия.   0 баллов
Познавательная сфера Ориентировочная деятельность выражено активная целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);   4 балла внешне сниженная активность при рациональном анализе;   3 балла вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация);     2 балла внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;   1,5 балл сниженная активность при малопродуктивном поиске;   1 балл   - «псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта;   0 баллов  
Понимание обращенной речи понимает большинство инструкций и обращений сразу (критерий – выполнение действий по инструкции и правильные ответы на вопросы );   3 балла некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения;     2 балла большинство обращений и инструкций требует уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий;   1 балл большинство обращений и инструкций понимает после отказа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл инструкции или обращения.     0 баллов  
Экспрессивная речь (выска­зывания ребенка) по возрасту развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев     4 балла то же, но при наличии единичных, скупых незавершенных высказываний;     3 балла скупая, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения;   2 балла   никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.   0 баллов
Целенаправленность точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);     4 балла точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности деятельности, характера предъявляемого материала;   3 балла достаточно точная, но нарушаема общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения;     2 балла Относительно точная, но нестабильная подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;   1,5 балла Слабая рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, внешним контролем;     1 балл   - слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства.   0 баллов

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

Базовая аффективная регуляция Эмоционально-личностная сфера  
Произвольная регуляция Работоспособность и произвольная регуляция  
Пространственно-временная ориентировка Познавательная сфера  

ГРУППОВАЯ ДИАГНОСТИКА

___________________ месяц

Дата проведения Список обследуемых (Класс, количество участников, Ф.И.О. возраст) Код обращ. Характер диагностики, используемые методы Наличие отчета *
         

* Форма отчета по групповой диагностике определяется использованным методом оценки

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК

№№ Название методики (теста) Основная направленность методики (теста) Автор(ы) методики Год издания (модифик.) Издательство (литературный источник)
           

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ на ___________________________ месяц

ПОНЕДЕЛЬНИК Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
ВТОРНИК Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
СРЕДА Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
ЧЕТВЕРГ Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
ПЯТНИЦА Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
СУББОТА / ВОСКРЕСЕНЬЕ Время проведения Вид и форма работы Место проведения
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    
с до    

Личное дело ребенка

Фамилия имя ребенка _____________________________Класс/группа ___________ Дата рожд._______

Адрес проживания: ________

________________________________________________________ домашний телефон ________________

Данные родителей:

ФИО матери (лица заменяющего)___________________________________________ Возраст ________

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

ФИО отца (лица заменяющего)_____________________________________________ Возраст _________ Место работы __________________________________________Рабочий телефон ____________

Другие лица, принимающие участие в ребенке:

ФИО_________________________________________ отношение к ребенку ___________ Возраст ____

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

ФИО_________________________________________ отношение к ребенку ___________ Возраст ____

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

Классный руководитель(ФИО) _____________________________________ дом. тел. _______________

Специалисты образовательного учреждения, дополнительно работающие с ребенком:

1. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

2. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

3. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

Внешкольная работа с ребенком:

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

Фамилия имя ребенка _____________________________Класс/группа ___________ Дата рожд._______

Адрес проживания: ________

________________________________________________________ домашний телефон ________________

Данные родителей:

ФИО матери (лица заменяющего)___________________________________________ Возраст ________

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

ФИО отца (лица заменяющего)_____________________________________________ Возраст _________ Место работы __________________________________________Рабочий телефон ____________

Другие лица, принимающие участие в ребенке:

ФИО_________________________________________ отношение к ребенку ___________ Возраст ____

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

ФИО_________________________________________ отношение к ребенку ___________ Возраст ____

Место работы ________________________________________________Рабочий телефон ______________

Классный руководитель(ФИО) _____________________________________ дом. тел. _______________

Специалисты образовательного учреждения, дополнительно работающие с ребенком:

1. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

2. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

3. __________________________ __________________________________ _________________

должность Фамилия Имя Отчество контактный телефон (адрес)

Внешкольная работа с ребенком:

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

Заключение по результатам психологического обследования (первичное)

Ф.И.О.ребенка ______________________________________________ Возраст_________________

Школа № \ (Д/сад)_________________________класс (группа)________________________________

Запрос специалистов \ родителей____________________________________________________________

___________________________

___________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования

___________________________

___________________________

___________________________

Общая характеристика деятельности ______________________________________________________

___________________________

___________________________

Темп работы и работоспособность____________________________________________________________

___________________________

___________________________

Cформированность регуляторной сферы ______________________________________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Особенности латерализации _________________________________________________________________

___________________________

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо)

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Характеристика внимания ___________________________________________________________________

___________________________

___________________________

Особенности запоминания, мнестической деятельности________________________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Особенности речевого развития

___________________________

___________________________

___________________________

Сформированность пространственных представлений (в том числе понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов)

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Другие особенности развития познавательной сферы

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Сформированность аффективно-эмоциональной сферы ________________________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Особенности личностного развития ___________________________________________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Специфика межличностных отношений _______________________________________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Заключение психолога (психологический диагноз, в т. ч. вероятностный прогноз развития)

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Наши рекомендации