Приспособление материалов к особенностям задачи и ребенка
Другой способ помочь ребенку выполнить задание - приспособить используемые вами материалы или найти более простые. Такой подход особенно помогает при работе с ребенком, который хочет все делать самостоятельно и отказывается от длительной физической помощи.
Мама Пенни могла бы попробовать приклеить небольшие кусочки тонкого картона вблизи углов страничек, чтобы они немного отходили друг от друга. Отец Курта, если бы Курт еще не умел обращаться с ЛЕГО, мог бы начать обучение с деталей покрупнее ("ДУПЛО").
Ложку можно будет легче удержать в руке, если ее ручку обмотать лентой, колпачок от тюбика с зубной пастой можно немного ослабить перед тем, как попросить ребенка отвинтить его. Возможности подобных "поправок" безграничны. Если у вашего малыша есть проблемы физического характера или ониспытывает трудности при выполнении заданий тонкой моторики,вам, видимо, следует обратиться к специалисту по ранней педагогической помощи вашего районного Центра*.
-------------------------------------------------
* Из традиционных специалистов наиболее подходят специалист по массажу и лечебной физкультуре и коррекционный педагог (дефектолог).
-----------------------------------------------------
Связь между задачами и методами
Какой бы путь помощи вашему малышу вы ни избрали, хорошо зафиксировать его в виде серии краткосрочных задач.Если вы ставите перед собой долгосрочную задачу и продвигаетесь к ее решению, поднимаясь по ступенькам, вы можете упустить из вида успехи, которых вы добились. Но еслив ваших задачах записаны и ступеньки, на которые разбивается процесс помощи с вашей стороны, вы сможете чаще их вычеркивать, и всегда будете твердо знать, куда идете.
Таблица 3.1 дает несколько примеров того, как долгосрочные задачи можно разбить на составные части, чтобы в них были отражены ступеньки обучения.
ТАБЛИЦА 3.1 ДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
1. Долгосрочная задача: Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого.
Возможные краткосрочные задачи: | Рисует вертикальную линию, когда его рукой водят. |
Рисует вертикальную линию, когда его запястье направляют. | |
Рисует вертикальную линию, выполняя словесными указаниями. | |
Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого. |
2. Долгосрочная задача: Спускается со ступеньки, высотой 10 см.
Возможные краткосрочные задачи: | Спускается, когда его держат за обе ручки. |
Спускается, когда его держат за одну ручку. | |
Спускается, когда его поддерживают за руку или плечо. | |
Спускается со ступеньки, высотой 10 см. |
3. Долгосрочная задача: Ставит один кубик на другой (оба кубика - со стороной 2 см).
Возможные краткосрочные задачи: | Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 5 см., когда его ручки выравнивают. |
Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 5 см. без посторонней помощи | |
Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 3 см., когда его ручки выравнивают. | |
Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 3 см. без посторонней помощи. | |
Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 2 см., когда его ручки выравнивают. | |
Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 2 см.без посторонней помощи. |
Что делать после того, как ребенок попытается выполнить ваше указание
То, что нужно сделать после того, как ребенок попытается выполнить задание, можно назвать одним словом: поощрение.
Термин "поощрение" - очередное слово из языкаспециалистов, которое, мы надеемся, вы найдете полезным. Поощрение, по-видимому, является основным стимулом для освоения нового, и вы будете пользоваться им всегда - чему бы вы ни учили ребенка. Поощрение вознаграждает нас за то, что мы сделали и стимулирует желание повторить это.
Когда мы поощряем ребенка, мы даем ему понять, что он поступает правильно, и делаем мы это таким способом, который, ему приятен, поэтому у него возникает желание продолжить свои попытки.
Поощрение очень важно в нашей жизни. Мы многое делаем потому, что нам нравятся результаты. Конверт с зарплатой - хороший этому пример, но все-таки поощрение, как правило, не сводится только к материальной награде. Есть вещи, которые мы делаем потому, что они нам нравятся - нам приносит удовольствие сам процесс. Мы можем делать что-то только потому, что это вызывает одобрение окружающих или потому, что, если мы сделаем это сейчас, у нас впоследствии будет больше времени на отдых и развлечения. Мы можем также повести себя определенным образом, чтобы привлечь внимание человека, который нас не замечает. Даже такая, казалось бы, совсем неприятная реакция со стороны другого человека, как крик, может оказаться для нас своеобразным "поощрением" - мы не оставлены без внимания!
Можно было бы считать, что мы поощряем хорошее поведение малыша тем, что сами ведем себя так, как хотели бы, чтобы вел себя он. Однако единственный способ убедиться, что наши действия достигают цели - это проверить результаты. Если то хорошее, что мы одобряем и хотим закрепить в поведении малыша, происходит все чаще - наши поощрения не оказались напрасными. Ну, а если нет - значит, мы ошибаемся в оценке своих действий.
Как поощрять
Главное правило таково: выражайте ваше одобрение самым естественным образом.
Если поведение вашего малыша будет зависеть от очень искусственной формы поощрения, ему трудно будет приспособиться к новым условиям (таким, как условия детского садика или школы), потому что такие формы поощрения вряд ли будут применяться там. Но что мы считаем "естественным", а что "искусственным" поощрением? Что делать, если достаточно естественные меры просто не действуют? Найти ответ на эти вопросы нам поможет обзор различных методов поощрения.
Похвала
Похвала - это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Всем нравится ее получать и (почти!) все готовы похвалить. К счастью, похвала очень эффективна - она побуждает того, кто ее получил, приложить еще больше стараний. Для многих детей похвала из уст родителей - это все, что им нужно.
Но похвала, столь легко получаемая ребенком, может стать слишком привычной, даже обыденной и, таким образом, потерять побуждающую способность. К этой форме поощрения подходить нужно творчески. Вот несколько советов.
1. Разнообразьте похвалы.Если вы по 20 раз в день говорите "хорошая девочка", ребенок перестанет воспринимать ваши слова как нечто особенное. Посмотрите внимательно на таблицу 3.2 "Тридцать способов сказать "очень хорошо!". Вы сможете найти здесь слова, которые не окажутся пустым звуком ни для вас, ни для ребенка.
2. Дайте понять малышу, за что вы его хвалите. Это особенно важно для детей постарше, но неплохо быделать все правильно с самого начала. Ваш малыш не должен чувствовать, что на ваше отношение к нему, как к личности, влияет одобрение (или неодобрение) его действий. Он всегда должен быть уверен, что вы любите его, но ему также следует знать, что вам нравится его рисунок или башенка, или то, как он причесывается. Хвалите ребенка за конкретные вещи!
3. Выделяйте похвалу особой интонацией. Если кто-то скажет вам или мне: "Сегодня ты сделала это очень хорошо," тем же тоном, что и: "У тебя развязался шнурок на ботинке", мы все равно будем довольны, ведь мы понимаем, что имеется в виду. Но ваш малыш может этого не понять. Он поймет вас по вашему тону и по выражению лица. Это, конечно, не означает, что после каждой удачной попытке ребенка положить один кубик на другой вы должны вскакивать со стула и прыгать от радости. Вы, без сомнения, должны быть искренни. Но даже самый сдержанный человек способен голосом дать понять разницу между одобрением, беспристрастным замечанием и осуждением. Эта разница, пусть даже едва уловимая, особенно важна, если ребенок должен узнать, какое поведение считается приемлемым, а какое - нет.
И еще о похвале. Даже если вы используете другие способы поощрения, постарайтесь в вашей реакции на действия малыша отвести место и похвале. Попробуйте взглянуть на свой подход как на возможность научить ребенка ценить похвалу.
Физический контакт
Маленькие дети, как правило, любят, когда их обнимают, целуют, гладят и ласкают. Право педагога прикасаться к детям постарше достаточно спорно, но к родителям это не относится - физический контакт между родителями и детьми естествен и полезен как первым, так и вторым. Так что если вам захочется не только похвалить малыша, но и обнять его - очень хорошо!
Особые поощрения
Здесь мы поговорим не об угощениях, а о таких формах поощрения, как игра с какими-то особенно интересными игрушками, о совместном проведении времени в песочнице, о катании на тракторе - то есть, о занятиях, которые ребенку больше всего по душе. Такого рода удовольствия можно, конечно, время от времени доставлять всем детям; это помогает закрепить в них ощущение вашего одобрения, высказанное в похвале.
Если ваш малыш не откликается на похвалу или ласку, тогда упомянутый метод поощрения можно использовать систематически. Ребенок поймет, что если он будет вас слушаться, его ожидает что-то приятное.
Если ваш ребенок еще очень мал, положите на видное место какую-нибудь особенную игрушку или другой предмет. Скажите малышу, что он сможет взять ее после того, как выполнит задание. Ребенку постарше можно просто сказать,что ему дадут. Не забывайте о похвале. Когда ребенок начнет откликаться на ваши просьбы, вы сможете использовать такое "материальное" поощрение все реже (см. следующий раздел "Когда требуется поощрение").
Также как и похвала, приятные "сюрпризы" должны быть разнообразными. Придумайте два или три, чтобы их чередовать.
ТАБЛИЦА 3.2 "30 способов сказать "Очень хорошо!"
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Я просто обожаю это!
Здорово придумал!
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получается!
Об этом обязательно нужно сказать папе!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо! А как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все так аккуратно!
Это просто замечательно!
Ах! Превосходно!
Похлопаем нашей Сьюзи!
Именно так!
Восхитительно!
Правильно!
Это выглядит здорово!
Это что-то особенное!
Ух ты, вы только посмотрите!
Я так рада!
Отлично!
Мне это нравится, потому что .....
Ну просто изумительно!
Талончики
Поощрение в виде сюрприза не всегда удобно потому, что ребенок получает его только по окончании занятия. Иногда детям трудно представить, что их ждет поощрение не сразу. Они могут понадеяться, что получат его после первой же попытки, и откажутся прилагать усилия дальше. "Талончики" хороши тем, что их можно выдавать после каждой попытки.
Талончик - это некий знак, символ, который можно сохранить и затем заменить каким-нибудь особым поощрением. Между прочим, разновидность таких талончиков - деньги. Иногда такой вид оценки применяется в классе. Можно взять наклейки или марки, можно использовать пустые катушки от ниток - неважно что, лишь бы ваш малыш понимал, что они означают.
Чтобы ребенок знал, что талончики имеют для него ценность, сначала сделайте свои награды очень "дешевыми". Позвольте малышу купить ваш "сюрприз", как только у него наберется несколько талончиков. Позднее вы сможете назначить за награду больше талончиков (скажем, 10). При этом весьма полезной оказалась бы "таблица успеваемости", чтобы малыш мог видеть, сколько он "заработал".
Обязательно сопровождайте выдачу талончиков похвалой и старайтесь научить малыша находить удовлетворение не только в них. Вы должны стремиться к тому, чтобы сделать талончики все менее и менее важными для него и, в конце концов, - ненужными.
Талончики и подарки могут сыграть очень большую роль. Случалось, что их применение оказывалось успешным, когда все остальное не помогало. Но перед тем как вы станете их использовать, малыш должен суметь понять их назначение. Этот метод поощрения не даст результатов в случае, если вы занимаетесь с очень маленькими детьми или с детьми с серьезными трудностями в развитии.
Угощение
Возможно, вы уже знаете, что к использованию угощения в качестве поощрения следует относиться осторожно, и вы правильно поступаете, продумывая свои действия. Пенелопа Лич (Penelope Leach), в своей книге "Младенец и ребенок" (Baby and Child, Penguin, 1979) советует родителям "попрохладнее" относиться к сладостям и легким закускам:
Ребенку не нужно давать картофельные чипсы толькопотому, что он вел себя лучше, чем раньше, когда заслужил капусту. Не следует отнимать у него мороженое, из-за того, что его шалость превысила тот порог, до которого лишают только мяса.
Это хороший совет. Вдобавок ко всему, у детей с отклонениями в развитии могут быть нарушения обмена веществ, отчего просто необходимо следить за их весом. Втаких случаях употребление чипсов и подобных закусок следует жестко ограничивать.
И все же, несмотря на все выше сказанное, пища может служить средством поощрения. Если ваш малыш не реагирует напохвалу, или не понимает (не одобряет) системы талончиков,стоит уделить внимание угощению. Для большинства детей некоторые виды пищи являются стимулом, а некоторые дети будут исполнять просьбы родителей только для того, чтобы получить свое любимое лакомство. Так что не следует забывать, что почти всегда важнее научить ребенка делать необходимые вещи, чем не дать ему пищу в виде вознаграждения.
Вот несколько советов о том, как применять еду в качестве поощрения.
1. Считайте поощрение лакомством временной мерой. Вы используете угощение для того, чтобы научить ребенка новым навыкам, и для того, чтобы научить его реагировать на вашу похвалу и ласку. Всегда хвалите малыша, когда даете ему угощение и, как только сможете, начинайте реже использовать его. (см. приложение к разделу "Когда требуется поощрение").
2. Используйте наиболее полезные продукты из тех, которые по вкусу вашему ребенку. Не нужно давать малышу леденцы, если ему нравятся маленькие кубики сыра, изюм, кисель или фруктовый сок.
3. Используйте маленькие порции. Если, например, вы даете карамельки, то старайтесь взять мягкие, которые можно разделить на кусочки.
4. Постарайтесь установить для использование угощений определенное время дня или определенные занятия, например, десятиминутный "урок". Обязательно внесите в распорядок дня хотя бы одно совместное с ребенком занятие, которое доставило бы удовольствие вам обоим и во время которого малыш не вспоминал бы об угощении, а учился воспринимать как поощрение общение с вами.
Слово о "взятке"
Многие родители с ужасом реагируют на любое предложениеиспользовать угощение и талончики как средство поощрения. Вы, наверное, тоже считаете это своеобразной формой взяткии думаете, что это аморально. Но "взятка" предполагает намерение подкупить человека, подтолкнуть его на шаг,который в обычных условиях он бы посчитал неэтичным,безнравственным. Когда же вы предлагаете своему ребенку поощрение, вы стремитесь научить его чему-то новому, а не заставить сделать шаг против совести.
Конечно, необходимо следовать определенным принципам, которые основываются на уважении права ребенка на наиболее нормальную и независимую жизнь. Очень важно, чтобы вы начали планировать отказ от использования особых поощрений, талончиков и угощений как только (или даже до того как) вы пустите их в ход. Сопровождая эти относительно искусственные средства поощрения похвалой, вы научите ребенка понимать ценность самой похвалы, и, таким образом, поможете ему откликаться на нее - в большом мире она будет для него самым доступным поощрением.
Второй принцип таков: чаще останавливайтесь, чтобы оценить то, что вы делаете. Спросите себя: действительно ли это помогает? Помогает ли это моему малышу выполнить (или попробовать выполнить) задание как надо?В главе 4 мы дадим вам примерные ориентиры для оценки вашего подхода к обучению и приведем ряд возможных изменений, которые вы при необходимости сможете внести в свою программу.
И последнее: дайте ребенку больше возможности почувствовать внутреннее вознаграждение за свои усилия. Он может испытать это, применив свои умения в жизни, ощутить радость от того, что он что-то может сделать сам. Помогите ему сделать занятие увлекательным. Старайтесь планировать такие виды деятельности, в которых малыш смог бы применить свои новые умения.