Внимание. Внимание как психический процесс. Виды внимания. Основные свойства внимания. Внимание в учебной деятельности

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание как познавательный процесс- это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), являясь сквозным психическим процессом, и выполняет следующие функции: 1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель; 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Таким образом, внимание можно рассматривать: как процесс (сенсорное, перцептивное); как состояние (сосредоточенность);как свойство личности (наблюдательность).

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.
Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Формыпроявления внимания: сенсорное; интеллектуальное; моторное.

Свойства:

1. концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом

2. устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте

3. объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

4. распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов

5. переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

6. сосредоточение

Виды: (Добрынин)

1. непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:

а) более сильный раздражитель на фоне действующего;

b) новизна раздражителя;

c) начало и прекращение действия раздражителя;

d) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон

2. произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:

a) особенности обстановки места

b) психическое состояние человека

3. послепроизвольное– сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

- характера объектов

- интереса предмета и сознания его значимости

-привычки переключать внимание в определенных условиях

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.

Природа внимания (Н.Н. Ланге):

1. Внимание как результат двигательного приспособления.Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоций.Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя.Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7. Теория нервного подавления.Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Внимание в учебной деятельности.Обучение ребенка в школе, интерес к учебным занятиям - все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем комплексом новых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретают избирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательными при одних видах работы, но ведут себя рассеянно при занятиях другого рода.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что "…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи. Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу. Н.Ф.Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала.

Наши рекомендации