Уровень физического развития
Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «Здоровье для всех в XXI веке» выбрали другие показатели общественного здоровья:
- % ВВП, идущий на здравоохранение;
- доступность первичной медико-санитарной помощи;
- обеспеченность населения безопасным водоснабжением;
- % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;
- состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг);
- уровень детской смертности и средней продолжительности жизни;
- уровень грамотности взрослого населения;
- доля ВВП на душу населения.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Первую книгу о здоровом образе жизни написал пять с половиной тысяч лет назад древнекитайский мудрец Лао Цзи, она называлась «Дао дэ дзин» — «Правильный путь».
Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретный условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
Здоровый образ жизни нужен:
• для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;
• для сохранения и укрепления здоровья;
• для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;
• для продления рода и достижения активного долголетия.
В понятие «здоровый образ жизни» по современным представлениям входят следующие компоненты:
• рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;
• правильный режим труда и отдыха;
• рациональная организация свободного времени;
• оптимальный двигательный режим;
• рациональное питание;
• соблюдение правил личной гигиены, закаливание;
• соблюдение норм и правил психогигиены;
• сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
• профилактика аутоагрессии;
• контроль за своим здоровьем.
В основе формирования здорового образа жизни лежат следующие мотивации:
1. Самосохранение. Когда человек знает, что какое-то действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если опытным путем человек выяснил, что на яичный белок у него появляются зуд и сыпь, он не будет есть яйца. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая мотивация формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодна, или взрослые слишком трут детскую кожу ребенка, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.
4. Возможность для самосовершенствования, формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».
7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».
Очень важную роль в сохранении здоровья играет профилактика. Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.
Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль педагога на этом этапе заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.
Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.
На практике все профилактические мероприятия подразделяют на общественные и индивидуальные.
Общественная профилактика включает в себя систему мер, преимущественно социального и гигиенического характера. Они планируются и проводятся на государственном уровне (гигиенические и противоэпидемические нормы и правила) в масштабах страны, региона, города, района, в каждой школе. В основном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиенического содержания помещений (отопление, освещение, вентиляция и т. д.) и условий труда, организации педагогического процесса, вопросов питания, отдыха и др.
Основу индивидуальной профилактики составляет здоровый образ жизни, потому что здоровье человека, предрасположенность его к тем или иным заболеваниям, тяжесть их течения и исход в значительной мере определяются индивидуальными особенностями поведения людей на работе и в быту или образом жизни. Помимо общегигиенических норм и правил здорового образа жизни, которые необходимо соблюдать всем, в определенных профессиях на рабочих местах должны осуществляться специальные мероприятия, направленные на нейтрализацию профессиональных факторов риска.