Состязания с использованием снега

1. «Бой стрелков». Каждый участник кидает по одному снежку в мишень таким образом, чтобы в результате на ней получилась «рожица». Количество очков за наиболее удачное выполнение задания - 10. Команда участвует всем составом. Стартуют команды-участницы одновременно.

2. «Снежная баба». Три участника от каждой команды лепят отдельные части фигуры снежной бабы, а затем по два других участника от этих же команд начинают ее собирать с закрытыми глазами. За правильное выполнение задания команда получает 10 очков. Стартуют все команды-участницы одновременно.

СПАРТАКИАДА НАРОДНЫХ ИГР.Участвуют звездочки, звенья, отряды, старшие классы, а также сводные коллективы сверстников или детей разных возрастов. Взрослые выступают в роли членов или руководителей оргкомитета (совета дела), судей, трене­ров, болельщиков, а в некоторых случаях рядовых членов команд или капитанов.

Возможные варианты проведения спартакиады

1. Спартакиада русских народных игр, включающая, к примеру, такие виды состязаний, как лапта, городки, бег на ходулях и т. п.

2. Спартакиада народных игр какого-либо континента, например, Африки. Подготовка к ней начинается с коллективного поиска народных игр заявленного континента. Ребята и взрослые знакомятся со специальной литературой, встречаются, по возможности, с представителями его народов или стран, завязывают с ними переписку и т. д. Между коллективами - участниками будущей спартакиады - может также пройти конкурс на лучший проект организации спартакиады. В ходе подготовки формируется интерес ребят и взрослых к жизни других народов, их нравам и обычаям, традициям и опыту, воспитывается уважительное отношение к людям другой национальности.

Совет дела, состоящий из представителей коллективов - участников спартакиады, собирает материалы и предложения по ее организации и разрабатывает на их основе программу состязаний (см. рекомендации по проведению Веселой спартакиады).

«ТАЙНА» («СЛЕДОПЫТЫ»)- игра на местности с использованием туристских дорожных знаков, компаса, азбуки Морзе и творческих заданий поискового характера.

Ее участники учатся (либо закрепляют свое умение) ориентироваться с помощью компаса, определять маршрут по дорожным знакам и расшифровывать задания, расширяя, таким образом, знания об окружающей природе. Эта игра воспитывает у ребят наблюдательность, умение действовать оперативно, сообща и обмениваться опытом; развивает интерес к природе, творческие и организаторские способности. Она проводится на местности с препятствиями природного происхождения (лесная чаща, ов­раги и т. д.) в любое время года (правда, зимой ее устроить сложнее, т. к. трудно будет скрыть следы тех, кто прокладывает маршрут для участников).

В игре могут участвовать постоянные одновозрастные коллективы, объединения или сводные команды ребят разного возраста и их старших друзей. Ее продолжительность- от 1,5 до 3 ч. Примерная протяженность каждого маршрута - от 1 до 3 км.

Подготовка к игре

Для проведения игры отбирается группа организаторов из 8-10 человек- (штаб или спецотряд), которая в условиях строжайшей секретности разрабатывает маршруты будущего путешествия примерно одинаковой протяженности. Эта группа готовит также задания, зашифровывая тексты (азбукой Морзе или каким-либо иным способом) и запечатывая их в секретные пакеты (в остальных пакетах содержится ключ к шифру); составляет перечень дорожных знаков, которые еще не раз встретятся на маршрутах (при этом используются как общепринятые туристские знаки, так и придуманные самими).

Оставшиеся участники разбиваются на несколько команд (в соответствии с числом маршрутов), в среднем по 10-15 человек в каждой, и выбирают командиров. Хорошо, если время для подготовки (от нескольких часов до одного или несколько дней) будет использовано на овладение (или закрепление) навыками ориентирования и умением пользоваться азбукой Морзе, как и на обмен познаниями из жизни природы (например, провести турнир-викторину).

Ход игры

Перед началом игры каждой команде вручается по компасу и перечню дорожных знаков, которые могут встретиться на маршруте (если только не было предварительной договоренности об использовании общепринятых знаков). Команде также отводится время (до получаса), чтобы проверить, насколько каждый из ее участников владеет умением определять азимут и расстояние по средней длине своего шага, знает азбуку Морзе, дорожные знаки и т. д. Игроки помогают друг другу закрепить перечисленные знания и умения, обмениваются опытом.

Далее команды выстраиваются и получают пакеты с заданиями, подготовленными штабом (спецотрядом). В их тексте указано направление, в котором надлежит продвигаться команде; здесь же говорится о том, что дальнейшее задание в секретных пакетах следует искать на маршруте, внимательно следя за дорожными знаками.

Примерный перечень заданий на маршрутах:

• придумать название и девиз для своей команды, которые были бы связаны с характером игры (путешествие в природу), а также сделать из какого-либо природного материала отличительный знак (эмблему) команды и каждого ее члена;

• подготовить для других команд вопросы о загадках природы данной местности (виде почвы, растениях, животном мире, погодных и климатических условиях и т. д.);

• собрать небольшую коллекцию сюрпризов-загадок (сучья и коренья растений причудливых форм, гербарий редких видов цветов, образцы мхов, лишайников и т. д.);

• составить творческий рапорт о своем путешествии. Расшифровав очередное задание (с помощью ключа, спрятанного поблизости, - как его искать, можно найти в тексте секретного пакета), участники продолжают идти по указанным дорожным знакам, выполняя его в пути. Команда, пришедшая к месту общего сбора первой, разжигает костер (для этого она должна найти где-то поблизости одну или несколько спичек). Собравшись вокруг него, участники по очереди выступают с творческими рапортами, знакомя со своими коллекциями и обсуждая очередные загадки природы.

Наши рекомендации