Олимпийские состязания с параллельными классами.

Е.А. Александрова

Перемена – изменение. Задумывались? Не время, чтобы перейти из кабинет в кабинет, а изменение деятельности. Для ребенка – изменение своей роли с ученика на ребенка. То есть время стать самим собой. Поиграть, пообщаться. А около лестниц – дежурные учителя с вечным «не бегать». Прав был Я. Корчак, говоривший своим детям: если тебе хочется драться, то дерись, но только один раз в день. Позиция договора, сочетание свободы и воспитанной ранее ответственностью – вот базовые принципы организации перемены для Ребенка.

Существует множество игр, в которые можно и нужно играть на перемене. Это не только игры Олимпийские (кстати, вы читали книгу В.В. Медведева «Олимпийские тигры», где описывается последовательность организации самими детьми «олимпийских междворовых игр» - прекрасно изложенная методика! К тому же необыкновенно захватывающая книга о социальном лидерстве, «звездных» болезнях подростков и проч.), но и игры-«апории» (парадоксы Зенона), игры на развитие мелкой моторики, командные игры («Остракинда», «Кипящий котелок», «Бронзовая муха»), парные игры («Эфедризмос», «Грикет»).

В древней Греции было придумано множество игрушек и игр: куклы-марионетки на ниточках, шашки, перетягивание каната, куклы, у которых двигались руки-ноги, игрушечные колесницы, йо-йо, погремушки, простые волчки, качели из перекидной доски, обручи. Даже из этого простого перечня мы с Вами может создать чемпионат смешных марионеток, самодельных волчков, состязаний в шашки, йо-йо. А моем еще и перечислить все эти игрушки и устроить опрос среди детей – кто знает, что эти игрушки были так давно придуманы????

Ниже мы предлагаем вам познакомиться с правилами игр, отберем из них те, которые подходят нашим детям, посмотрим, какие из современных игр, оказывается, «покрыты пылью веков», но все равно востребованы и сделаем попытку спроектировать игровые перемены.

Олимпийские состязания с параллельными классами.

1 этап: выбор честных судей. Исторически сложилось, что судья должен был показать себя честным в результате десятимесячных наблюдений за ним и благополучно разрешить все возможные провокации. Такой срок, конечно, слишком большой для школьников, но неделя честности, полагаю, будет интересной акцией для ребят любого возраста.

2 этап.

Адаптация классических заданий олимпийских игр для ситуации перемены:

  • Забег на дистанцию 200 метров – прыжки на одной-двух ногах по квадратам плитки по прямой ;
  • Забег на двойную дистанцию 400 метров – тоже прыжки, только по ломаной траектории;
  • Прыжок в длину с места с грузом в 1 кг, т.к. взмах руки в полете удлиняет прыжок – выложенная плиткой территория коридора поможет высчитать расстояние. Однако груз лучше не использовать, или взять мягкие игрушки;
  • Метание колец – вполне применимо, если взять пластиковые кольца и кольцеброс;
  • Метание копья – вместо копья можно метать воланчик от бадминтона или использовать дартс с мягкими самоклеющимися шариками.

Адаптация классических заданий, не входивших в перечень состязаний олимпийских игр для ситуации перемены:

  • Бег гоплитов – тяжеловооруженных воинов в доспехах, со щитом, копьем, мечом. Адаптируется в спонтанное взвешивание портфелей (у кого тяжелее).
  • Состязание трубачей – даже что-то адаптировать не хочется…, но можно.
  • Панкратион – смесь бокса с вольной борьбой без правил. Без комментариев!
  • Гонки на квадригах, скачки на мулах, эстафета Прометея…..
  • Музыкальное искусство.
  • Ораторское искусство.
  • Театральное искусство.

3 этап. Определение временных рамок проведения соревнования и его условий.

1 вариант: все перемены в один день.

2 вариант: все большие перемены в течение недели.

4 этап. Проведение конкурса на обдумывание особых привилегий для победителей

5 этап. Плетение лавровых венков, построение «триумфальной арки»

6 этап. Проведение соревнования.

7 этап. Увенчивание победителей, уважительные ритуалы в честь проигравших, презентация опыта подготовки команд к соревнованиям.

«Конь в конюшне»

В эту игру – прообраз игры в «бабки» – можно играть и группой и в одиночку. Для игры требуется пять бабок (можно заменить кубиками, маленькими камушками).

Растопырив пальцы на левой руке, положим ее на парту. Промежутки между пальцами будут обозначать «стойла для коней», а бабки – коней. Четыре бабки надо положить перед растопыренными пальцами. Пятую бабку надо подбросить в воздух правой рукой. Пока бабка находится в воздухе, надо этой рукой, щелчком, загнать одного из «коней» в «стойло» и успеть поймать летящий кубик. Повторять до тех пор, пока все «кони» не окажутся каждый в своем «стойле». После этого надо убрать левую руку с парты. Правой рукой опять подбросить кубик и, пока он летит, правой же рукой подобрать всех «коней» и, не выпуская их, поймать еще и пятый кубик.

Игра продолжается до тех ор, пока один из игроков не заведет всех коней в стойла десять раз.

«Остракинда»

«Ребята с веселым криком играли посреди улицы в остракинду, подбрасывая в воздух раковинку, окрашенную с одной стороны в белый цвет, а с другой в черный. В зависимости от того, какой стороной вверх падала раковинка, одна партия преследовала другую… Кого ловили, тот был осел и должен был везти на спине победителя до места игры»[1].

По иной версии древнегреческие дети пользовались черепками! J

Адаптируя эту игру для ситуации школьной перемены воспользуемся опытом детей из Италии, Франции и Германии. Они играют в остракинду до сих пор, делясь на де команды – «День» и «Ночь».

Монетку красят с одной стороны штемпельной краской (сторона «Ночи»), другую оставляют в серебряном виде (сторона «Дня»). Монетку подбрасывают и, если она приземляется светлой стороной вверх, то День гоняется за Ночью, и наоборот.

«Кипящий котелок»

Помните фразу – «В Греции все есть»… Когда я готовила эту статью, то я поняла, что и идея «Оно» тоже пришла ф психологию из Греции! J

Итак, ребята выбирают того, кто будет играть роль «Оно» и, завязав ему глаза, сажают на стул. Сами пытаются до него дотронуться, а «Оно» пытается, не вставая со стула, дотронуться до кого-либо из окружающих. Тот, до кого «Оно» дотронулось, занимает место на стуле.

«Бронзовая муха»

Эта игра напоминает жмурки. Мальчику завязывали глаза и раскручивали его. Потом отпускали и он должен быть выкликнуть «я погонюсь за бронзовой мухой!». На это в ответ игроки кричали «Погнаться ты можешь, но догнать - никогда». Далее игроки должны дотрагиваться до ведущего бумажными кнутами и бегать от него, пока он не поймает одного из них.

«Эфедризмос»

Эта игра тоже проводится с завязанными глазами. Одному ребенку глаза завязывают, а другой садится к нему на шею. «Наездник» направляет «лошадку» к заранее указанному месту. В случае успешной поездки, они меняются ролями.

Думаю, что педагоги критично отнесутся к любой ситуации завязывания глаз и, тем более, к тому, что дети будут друг на друга запрыгивать. Интерпретировать ее можно таким образом, чтобы дети просто двигались рядом по достаточно сложной траектории.

«Грикет»

Это игра с мячами и шарами, похожая на крикет даже по названию, да и по сути – необходимо было загнать мячи в специальные воротца.

До наших дней не дошли твердые правила. Так, автор книги «Беспутные греки» предлагает нашему вниманию собственные размышления - какими они могли быть. приведем их полностью.

«1. Стань на отметке, сделанной на определенном расстоянии от воротец.

2. Возьми мяч сделай десть попыток закатить его в воротца.

2. Противник становится за воротцем и после каждой твоей попытки бросает мыч обратно тебе.

4. Меняйся с противником мечами: он бросает, ты возвращаешь.

5. Тот, кто из десяти попыток больше всего попал в воротца – победитель.

6. Пробуй еще раз, с другой отметки» [1. C. 121].

Полагаю, что наши современные дети более творчески могут подойти к правилам игры, воротцами послужат ножки стула или парты и т.д.

«Коттаб»

Данная игра на меткость предполагает «водные процедуры», поэтому уместна в летнем лагере.

На палку, установленную вертикально, кладут небольшой металлический диск. На дне чашки оставляют немного жидкости и, держа ее одной рукой, быстро плескают так, чтобы сбить диск с палки.

Описание вариантов игры для взрослых можно найти в Интернете, н-р: http://www.w-st.ru/bitorjnnfd.html

Для ситуации перемены можно на рукоятку швабры или ножку перевернутого стула положить листок бумаги и на него дуть! Причем с противоположной стороны может дуть соперник – это желает игру еще более интересной.

Литература.

1. Диэри Т. Беспутные греки. М.: «Эгмонт Россия», 1998.

[1] www.gramotey.com/?page=8&open_file=40119477521222

Наши рекомендации