II этап. Первые формы слов
Цели:
ü формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух- и трехсловные предложения;
ü расширять объем понимания чужой речи.
Понимание речи
Задачи: формировать умения: I) узнавать предметы по их назначению; 2) узнавать демонстрируемые игрушки или предметы по их описанию.
Задания и упражнения
1. Покажи то, чем ты будешь кушать (чистить зубы, чем ты нарисуешь домик). (И др.)
2. Игра «Кто (что) это?» («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы. Кто это?»).
Задачи: формировать умения соотносить слова: 1)«один»— «мало» — «много» с соответствующим количеством предметов; 2) «большой — маленький» с величиной предлагаемых предметов
Задания и упражнения
1. Игра «Покажи количество».
2. Игра «Большой — маленький».
Задача. Формировать умение быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: I) без предметов; 2) с предметом или предметами.
Задания и упражнения
1. Иди — стой, садись — встань, беги — стой.
2. Возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Кате.
Задача. Формировать умение различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не: 1) без предмета; 2) с предметом.
Задания и упражнения
1. Иди — не ходи, садись — не садись, прыгай — не прыгай.
2. Возьми — не бери кубик, дай — не давай мяч.
Задачи: формировать умения различать: 1) к кому обращена команда — просьба (только для группы детей); 2) к кому обращены просьбы (к одному лицу или нескольким (для группы детей)) по форме глаголов повелительного наклонения.
Задания и упражнения
1. Вова, сядь. — Дети, садитесь.
2. Иди — идите, закрой глаза — закройте глаза.
Задачи: формировать умения различать грамматическую форму: 1) единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение); 2) единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).
Задания и упражнения
1. Возьми (дай) шар — возьми (дай) шары; возьми мяч — возьми мячи.
2. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).
Самостоятельная речь
Задача. Формировать умение называть знакомые лица, предметы или изображения на предметных картинках.
Задания и упражнения
Называть:
1) близких людей, название (имя) которых состоит из двух слогов:
а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и др.;
б) разных, с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля;
2) односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и др.;
3) двухсложные слова:
а) с ударением на первом слоге: вата, нога, и др.;
б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука и др.;
4) трехсложные слова:
а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и др.;
б) с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево и др.;
в) с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолет и др.
Задача. Формировать умение наращивать слоги.
Задания и упражнения
Игра «Доскажи словечко».
Слова: му-ка, ру-ка, по-ка, щу-ка, баб-ка, дуд-ка, кош-ка, мыш-ка, юб-ка и др.
Задача. Формировать умение объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.
Задания и упражнения
Где зайка? Вот зайка. Это ножка, тут пушка. Это малина, это машина.
Задача. Формировать умение отдавать команды (куклам, Игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственно числа повелительного наклонения. Задания и упражнения
Глаголы: иди, сиди, пой, неси и др.
Задача. Формировать умение объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.
Задания и упражнения
Миша, лежи. Лежи, Миша. Прыгай, зайка.
Задача. Формировать умение объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного: 1) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа; 2) винительный падеж существительного имеет окончание -у.
Задания и упражнения
1. Дай мяч. Неси кубики. Бери суп. Лови мяч.
2. Возьми вату.
Игра «Выбери игрушку» («Таня, дай палку»).
Игры «Подскажи нужное слово», «Раздай правильно».
Задача. Формировать умение грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием -у) падежей одних и тех же слов.
Задания и упражнения
Это утка - дай утку. Это машина - дай машину. (И др.)
Задача. Формировать умение употреблять инфинитив глаголов «спать», «гулять», «играть», «кушать», «есть», «пить», «мыть», «рисовать», «петь», «лепить», «прыгать», «убирать», а затем соединять их в словосочетания со словами «хочу», «иди», «надо», «не надо», «можно».
Задания и упражнения
Игра «Угадай, кто что будет делать».
Задача. Следить за тем, чтобы в общении дети использовали имеющиеся у них в активной речи словосочетания (например, выражали желания (дай + существительное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешения (можно + инфинитив или существительное и др.).
Задания и упражнения
Дай ... (хлеба, воды, игрушку и др.). Хочу ... (есть, пить, спать и др.). Можно идти? Можно гулять?
Моторика
Задача. Учить следить за движениями педагога и осознанно нм подражать: 1) резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком; 2) подбирать и использовать движения для стимуляции собственной речи; 3) соотносить звукоподражание с движением; вырабатывать двигательную реакцию на слово.
Задания и упражнения
1. Подбрасывать мяч со звуком типа «Бух!»
Игра «Юла». Ребенок запускает юлу, произнося на каждый толчок звук [у] или [ю], затем поет звук столько, сколько крутится юла.
Игра «Музыканты». Ребенок играет по заданию педагога (на реальном или воображаемом пианино): «Один мишка громко топает по лесу» (одним пальцем), «Много птичек тихонько чирикают» (всеми пальцами) и др.
2. Медвежонок — топ-топ,
А ежонок — шлеп-шлеп.
3. Педагог произносит текст, ребенок выполняет движения и подпевает слова звукоподражания.
Ножками потопали —
топ, топ,топ! Шагает.
Ручками похлопали —
хлоп, хлоп, хлоп! Шлепает ладонями по наружной стороне бедра.
А волчонок — щелк-щелк! Щелкает пальцами.
А зайчонок — скок-скок! Подпрыгивает на одной, на второй ноге.
А лисенок — шмыг-шмыг! Отпрыгивает влево, вправо.
А лосенок — брык-брык! Сгибает ноги и отводит назад.
А бельчонок — прыг-прыг! Прыгает на двух ногах.
Задача. Учить следить за движениями педагога и осознанно им подражать: загибать пальцы без помощи рук (развивать автономность движений каждого пальца.
Задания и упражнения
Пальчиковая гимнастика. Дети в соответствии с текстом стихотворения загибают поочередно пальцы рук.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать.
Листик березы,
Листик рябины,
Это от дуба,
Это — осины.
Упражнение «Пальчики здороваются». Каждым пальцем руки касаться по очереди большого пальца со словами: «Здравствуй, пальчик!» Проделать упражнение сначала правой, потом левой рукой, а потом обеими руками.
Упражнение «Пальчики поссорились». Касание кончиками пальцев правой и левой рук друг друга, затем попарное разведение одноименных пальцев в стороны.
Упражнение «Человечки шагают». Двумя пальцами «идти» по столу вперед-назад; сначала медленно, затем быстрее.
Упражнение «Паучки шагают». Выполнять те же самые действия, что и в предыдущем упражнении, но всеми пятью пальцами.
Упражнение «Колечки». Попарное сцепление пальцев правой и левой рук «колечком».
Упражнение «Крючочки». Сцепление пальцев правой и левой рук «крючком» с силовым приемом — растягиванием в стороны.
Задачи: развивать тактильные ощущения; воспитывать силу и точность движения пальцев, лучезапястного и локтевого суставов.
Задания и упражнения
Игры: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Пианино». Педагог «играет» пальцем ребенка на пианино, отпускает палец, ребенок играет на пианино одноименным пальцем второй руки.
Упражнение «Киска скребется». Ладони ребенка лежат на столе, сгибаются только фаланги пальцев.
Нахождение спрятанных мелких предметов в емкости с сыпучим материалом (например, крупой) рукой, мерной ложкой; сортировка содержимого по видам. Перебирание в руках камней, грецких орехов, катание в ладонях бигуди-«липучек», шестигранных карандашей и др.
Задача. Вырабатывать двигательно-звуковую реакцию на стихотворно-ритмический рисунок.
Задания и упражнения
Ребенок (изображает рога у коровы). Му-у-у.
Педагог. Ты пасись, коровка, дольше.
Ребенок. Му-у-у. Педагог. Молочка неси побольше.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Клевером питайся спелым.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Молоко чтоб было белым.
Ребенок. Му-у-у. П е д а г о г. По полям ходи, по горкам.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Дома ждем тебя с ведерком.
Ребенок. Мы (руками показывает на себя).
Задача. Упражнять в слежении за движением пальцев обеих рук.
Задания и упражнения
Упражнение «Пальчики здороваются».
Задача. Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений. Задания и упражнения
Пальчиковая игра «Поезд мчится». Ребенок и педагог изображают руками движение поезда. На слова «Тук-тук-тук-тук» ребенок хлопает ладонями по коленям 2 или 4 раза.
Поезд мчится, поезд мчит.
Тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд, торопись!
Тук-тук-тук-тук!
Ветер обогнав, примчись!
Тук-тук-тук-тук!
Днем и ночью стук колес.
Тук-тук-тук-тук!
Долго ждать пришлось.
Тук-тук-тук-тук!
Этим поездом домой...
Тук-тук-тук-тук!
Приезжает папа мой.
Тук-тук-тук-тук!
Этот поезд жду с утра.
Тук-тук-тук-тук!
Приближается. Ура!
Аплодирует.
Задачи: сформировать умение выполнять одинаковые движения, произнося разные слоги; отрабатывать четкое произнесение согласных звуков в слоге.
Задания и упражнения
Подвижная игра «Тик-так».
Все часы идут вот так: Наклоны головы к плечам.
Тик-так, тик-так.
Мы ведь тоже можем так: Повороты туловища влево-вправо.
Тик-так, тик-так.
Задача. Отрабатывать смену положений пальцев рук — кулак, ребро, ладонь.
Задания и упражнения
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения руки на столе, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, и ладонь ребром на столе. Упражнение выполняется под счет 3—4 раза.
Упражнение «Кулак — ладонь». Чередуются следующие положения руки на столе: ладонь, сжатая в кулак, и ладонь на плоскости; чередовать сначала медленно, потом быстрее.
Задачи: совершенствовать умение обводить, закрашивать, штриховать трафареты. Совершенствовать умение работать со шнуровкой и мелкой мозаикой; развивать тактильно-кинестетические ощущения.
Задания и упражнения
Упражнение «Угадай, что в мешочке».
Упражнение «Угадай на ощупь». Ощупывание пальцами контуров геометрических фигур, букв, цифр по наждачной бумаге, наклеенной на картон.
Общие речевые навыки
Задачи: формировать: 1) произвольный ротовой выдох; 2) продолжительный ротовой выдох; 3) длительный носовой выдох.
Задания и упражнения
1. Игры «Шарик», «Султанчик», «Перышко».
2. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги и закрепленную по центру на нитке, дует на нее. Бабочка «летает». Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над... (Вовочкой) порхала. ...
(Вова) не боится —
Бабочка садится.
Упражнения «Жук на листочке», «Перышко на ладони», «Снежинка на варежке». Дуть на различные вертушки, катушку на столе, бумажные флажки на нитке, надувать воздушные шары, пускать пузыри в воду через соломинку для коктейля разного диаметра (уровень воды в емкости также может быть разным).
Игра «Кораблик». Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик, плавающий в емкости с водой.
Упражнение «Ныряльщики». Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом. Повторять не более 2—3 раз.
Задачи: формировать: 1) целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха; 2) умение различать холодную и теплую струю выдыхаемого воздуха.
Задания и упражнения
1. Игра «Погреем руки».
2. Игра «Зайка». Взрослый читает стихотворный текст и выполняет движения.
Зайке холодно сидеть, Дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха.
Надо лапоньки погреть.
Лапку заинька обжег. Дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха.
На нее подуй, дружок. Затем то же самое предлагает выполнить ребенку.
Задачи: формировать: 1) предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, умение регулировать силу воздушной струи; 2) умение контролировать силу воздушной струи.
Задания и упражнения
1. Игра «Воздушные шары».Ребенку предлагается подуть на воздушный шар, который находится на уровне его лица, так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.
2. Игра «Мой сад»(«Тихий ветерок»). Взрослый демонстрирует образец длительного ротового выдоха, сопровождая чтением двустишия: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок». Чтобы контролировать силу воздушной струи, можно использовать «цветочное поле» (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.
Упражнения «Забей мяч в ворота» (кусочек ваты); «Отгони кораблик».
Задачи: развивать умение формировать: 1) длительный фонационный выдох; 2) речевой выдох.
Задания и упражнения
1. Упражнение «Отгадай, кто позвал». Взрослый заранее обговаривает с детьми, какому предмету какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно, на плавном выдохе произносит звук, соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают, какой предмет их «позвал».
2. Игра «У кого длиннее звук (слог)?» Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
3. Упражнения «Волки воют на луну» (кто дольше протянет звук [у]), «Певцы и певицы» (кто дольше протянет звук [а]).
Задачи. Вырабатывать громкость и силу голоса.
Задания и упражнения
Игры «Эхо», «Зайка заблудился», «В лесу».
Упражнение «Далеко — близко» («Ау» громко — тихо).
Задача. Воспитывать контроль над темпом, ритмом, силой голоса при произнесении гласных звуков.
Задания и упражнения
Игра «Пой с нами, пой лучше нас!» (пропевание гласных звуков быстро, медленно, протяжно, прерывисто).
Задача. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующую интонации.
Задания и упражнения
Предложить ребенку изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные реакции человека (по подражанию, опираясь на изображение или текст).
Фонематическое восприятие
Задачи: формировать умения: 1) дифференцировать неречевые звуки, их направление; 2) различать неречевые звуки по высоте, тембру и силе; 3) воспроизводить речевые и неречевые звуки в заданном ритме.
Задания и упражнения
1. Игры «Угадай, что звучит». Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента.
Игра «Где позвонили?» Ребенок на слух определяет направление звука.
2. Игры «Шумовой оркестр», «Что звучало?» Различать Разные звуки, производимые бумагой, стеклом, камнем, стук Ног> хлопки, шуршание пакета и др.
3. Игры «Дятел», «Отхлопай как я». Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом.
Игра «Спой песенку». Воспроизведение за педагогом ряда звуков.
Задача. Формировать умение узнавать определенный персонаж по тембру и силе воспроизводимого им звука.
Задания и упражнения
Игры «Угадай, кто сказал», «Дай нужную игрушку».
Задачи: формировать умения: 1) запоминать и воспроизводить слоговые цепочки; 2) различать существительные, сходные по звучанию; 3) выделять заданный звук из ряда.
Задания и упражнения
1. Игра «Магнитофон». Взрослый произносит слоговую цепочку, а ребенок ее повторяет.
2. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующий предмет или картинку.
3. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд различных звуков, а ребенок должен выделить хлопком («поймать») заданный звук.