IV. Методические рекомендации для студентов
Модуль I. Основы права
Приступая к рассмотрению раздела, необходимо прежде всего изучить научную литературу о понятии и сущности государства, его функциях, происхождении государства. Государство – это политическая, структурная, территориальная организация общества, осуществляющая власть в интересах всего общества или его групп, система органов и институтов, выполняющих общие и классовые функции в управлении делами общества.
Студент должен уяснить признаки государства и их содержание (наличие публичной власти, территориальная организация населения, государственный суверенитет, правотворчество, взимание налогов), знать и уметь проиллюстрировать функции государства (внутренние и внешние), а также следует ознакомиться с основными теориями происхождения государства, (теократическая, патриархальная, договорная, марксистская, ирригационная, насилия и др.).
Характеризуя форму государства как совокупность его внешних признаков следует обратить внимание на форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим.
При изучении основных категорий права нужно понимать, что право играет важную роль в организации государственной и общественной жизни, ибо оно является регулятором общественных отношений. Студенту надлежит усвоить понятие такого социального явления как право, что понимается под объективным и субъективным право, определить место права среди прочих социальных норм и отличие от них. Поэтому помимо учебника необходимо изучить следующие научные работы: Л.Н. Толстого «Письмо к студенту о праве», Э.В. Кузнецова «Философия права в России», Р. Иеринга «Борьба за право», Б.А. Кистяковского «В защиту прав», О.Э. Лейста «Три концепции права» и др.
Следует обратить внимание на понятие нормы права, ее признаки, структуру и назначение ее составных частей (гипотезы, диспозиции, санкции), а также уметь ответить на вопрос, что устанавливает норма права.
Понятие системы права отражает его внутреннюю структуру. Студент должен дать характеристику российской системы права и отраслей, ее составляющих.
При изучении вопроса об источниках права следует дать понятие источника (формы) права, закона как нормативно-правового акта; показать соотношение понятий «право» и «закон»; указать виды законов, виды других источников права (подзаконные акты, правовой обычай, судебный прецедент, международный договор).
Особое внимание следует уделить Конституции РФ 1993 года, внимательно изучив ее основные черты и свойства.
Далее студенту необходимо разобраться с понятием «правоотношение». Правоотношение есть всякое общественное отношение урегулированное нормами права. Студент должен усвоить содержание правоотношения, знать, что понимается под терминами «субъективные права» и «юридические обязанности», особое внимание уделив характеристике таких участников правоотношений как физические лица (граждане) и юридические лица; знать содержание их правоспособности и дееспособности, особенности этих свойств у юридических лиц.
Студент должен уяснить, что основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений является юридический факт. В соответствии с волевым признаком все юридические факты подразделяются на события и действия. События – юридически значимые обстоятельства, протекающие помимо воли людей. Действия – реальные жизненные факты, которые являются результатом сознательной деятельности людей.
В результате воздействия права на поведение субъектов появляются два типа поведения: правомерное поведение и противоправное поведение. Правомерное поведение – поведение субъектов права в соответствии с требованиями, закрепленными в нормах права. Общество и государство могут нормально функционировать только при упорядоченности общественных отношений. Студенту необходимо уяснить не только понятие правомерного поведения, но и дать характеристику его видов.
Следующий вопрос - противоправное поведение или правонарушение. Студенту надлежит усвоить понятие правонарушения, определить и охарактеризовать его признаки, раскрыть состав правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона). Необходимо обратить внимание и на виды правонарушений: проступки и их виды (дисциплинарные, административные, гражданско-правовые); преступление и его признаки.
Совершение кем-либо правонарушения является основанием для возникновения юридической ответственности. Студент должен знать понятие юридической ответственности, ее признаки, порядок применения, виды (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая), обратив особое внимание на применение юридической ответственности к несовершеннолетним.
При изучении основ конституционного строя России студент должен исходить из того, что Конституция Российской Федерации является основным законом и содержит многогранную характеристику Российского государства.
Студентам необходимо сформировать правильное представление о конституционном строе Российской Федерации, его конкретных чертах и особенностях. Следует внимательно проанализировать конституционное закрепление указанных основ, усвоить, в каких разделах, главах обобщены соответствующие нормы.
При изучении норм, связанных с политическим устройством общества, следует, прежде всего, обратить внимание на анализ конституционных характеристик Российской Федерации как: а) суверенного демократического государства, б) федеративного государства, в) социального государства, г) правового государства, д) светского государства; то есть определить конституционный статус Российского государства.
Затем необходимо изучить конституционные основы гражданского общества, конституционные основы народовластия в Российской Федерации, конституционную характеристику организации и деятельности политических партий, иных общественных объединений, имеющихся в Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию правовым, демократическим, федеративным и социальным государством. Что понимается под термином «правовое государство», каковы его признаки? Прежде чем ответить на этот вопрос, студенту необходимо выяснить, как зарождалась и развивалась идея правового государства, каков вклад российской науки в формирование современной концепции правового государства. Затем усвоить понятие правового государства, дать характеристику его признаков.
Особое внимание необходимо обратить на определение конституционного статуса человека и гражданина.
Гражданство – юридическая основа правового положения личности в государстве. Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для человека. Студентам необходимо усвоить, что под гражданством понимают связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основывающихся на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Правовая принадлежность человека к тому или иному государству – это юридическое состояние лица, в силу которого оно может пользоваться его защитой и покровительством.
Следует внимательно изучить порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
Далее необходимо проанализировать основные права и свободы российских граждан. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в Конституции 1993 года закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина в России являются непосредственно действующими.
Студенты должны знать меры, средства и условия, обеспечивающие практическое осуществление прав и свобод граждан, а также их охрану и защиту.
Систему органов государственной власти можно изучать только уяснив федеративное устройство России. Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация. При изучении этого вопроса следует учитывать историческое развитие России как федерации, показать современное состояние федерализма в Российской Федерации.
Студенты должны уяснить государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства, самостоятельно принимающего свою Конституцию, обладающего единой территорией, гражданством, принимающего законы, действующие на всей территории Федерации.
Студентам также необходимо изучить предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, уделив особое внимание компетенции Российской Федерации, охватывающей полномочия ведения самой Российской Федерации и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также правовой статус субъектов Федерации.
Приступая к изучению правового регулирования гражданских отношений, студент должен уяснить круг общественных отношений, которые входят в сферу гражданско-правового регулирования. Четкий ответ на этот вопрос дает ст. 2 Гражданского кодекса РФ, который является основным источником гражданского права.
Важно знать субъектов гражданских правоотношений. К ним относятся физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Студенту необходимо разобраться в их правосубъектности (правоспособности, дееспособности). Для этого необходимо охарактеризовать гражданина (физическое лицо), как субъекта гражданских правоотношений. Необходимо знать определение его правоспособности, ее содержание, пределы правоспособности, момент ее возникновения и прекращения.
Далее необходимо понять отличие правоспособности от дееспособности, обратив внимание на момент ее приобретения, разновидности дееспособности, , на дееспособность малолетних (ст. 28 ГК), несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26, 27 ГК РФ), а также условия ограничения дееспособности, признания гражданина недееспособным.
При изучении правового статуса юридических лиц студенту надлежит обратить внимание на такие их свойства как правоспособность и дееспособность, на основания их возникновения и то, в каких случаях прекращается деятельность юридического лица, на классификацию юридических лиц (коммерческие и некоммерческие лица), а также правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, фондов, учреждений, кооперативов (потребительских и производственных), а также союзов или ассоциаций юридических лиц.
Юридические и физические лица являются субъектами (участниками) гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения возникают в результате их действий. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в ст. 8 ГК РФ и студенту надлежит с ними ознакомиться. Все эти основания можно объединить одним термином – юридический факт.
Одним из самых распространенных юридических фактов, в результате которых возникают гражданские правоотношения, является сделка. Сделка – это волевое и правомерное действие.
Студент дожжен знать условия действительности сделки и основания для признания сделки недействительной и виды недействительных сделок (ничтожные и оспоримые), а также последствия признания сделки недействительной.
Изучая вопросы собственности, студенту надлежит продумать экономическое и юридическое понимание права собственности, право собственности в широком и узком смыслах. На основании Конституции РФ и ГК РФ следует определить виды права собственности, основания его возникновения и прекращения.
При рассмотрении вопроса о праве собственности особое внимание нужно уделить защите права собственности. Студент должен знать условия и порядок виндикации, предъявления негаторного иска, исключения имущества из описи.
Не менее важным институтом гражданского права являются обязательства. Обязательство – гражданское правоотношение, по которому одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Студенту надлежит усвоить формы ответственности за нарушение обязательств, основания прекращения обязательств, особо отметив обязательства из причинения вреда как имущественным, так и личным неимущественным интересам, которые носят внедоговорной характер и подлежат возмещению в полном объеме.
Студент, кроме того, должен изучить правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при переходе прав и обязанностей умершего гражданина к лицу, указанным в законе, либо в завещании.
При подготовке к занятиям по теме «Правовое регулирование семейных отношений» студенту необходимо определить круг этих отношений, а также основные начала (принципы) семейного права, соотношение семейного законодательства и иных актов, содержащих нормы семейного права, применение к семейным отношениям норм международного права.
Необходимо знать правовое понятие брака, условия и порядок его заключения, требования к брачному возрасту, препятствия к заключению брака, основания прекращения брака. Выделить вопросы расторжения брака в органах ЗАГС и суда, время прекращения брака при разводе, восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим.
Студент должен знать, в каких случаях брак может быть признан недействительным, круг лиц, имеющих право требовать признание брака недействительным, каковы последствия признания брака недействительным, а также в каких случаях возможно признание действительным недействительного брака.
Супруги имеют права и обязанности. Студент должен изучить содержание личных и имущественных прав супругов, порядок раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, порядок заключения брачного договора, признания брачного договора недействительным.
Изучая семейные правоотношения, студенту важно не только знать семейные права и обязанности, но и уметь их защищать. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а также государственными органами или органами опеки и попечительства. Кроме того, специальным способом защиты семейных прав является самозащита, т.е. самостоятельная защита своих прав гражданами без обращения к компетентным органам, путем совершения действий, пресекающих нарушение права, которые должны быть только правомерными.
При изучении темы «Правовое регулирование трудовых отношений» необходимо подчеркнуть, что трудовые отношения педагогических работников регулируются как трудовым законодательством, так и Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в 1992 году.
Студенты должны усвоить правовое понятие трудового договора, его содержание, условия и порядок его заключения, изменения и прекращения. Важно обратить внимание на особенности трудового договора, заключаемого на определенный срок (не более 5 лет). Определяя трудовую функцию педагогических работников, особое внимание следует обратить на Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г., № 406 «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования».
При изучении вопроса о переводе на другую работу необходимо усвоить понятие перевода и его отличие от перемещения на другое место, а также обратить особое внимание на временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, в частности, для замещения временно отсутствующего работника.
Внимательного изучения требует также вопрос о прекращении трудового договора. Необходимо обратить внимание не только на статьи Трудового кодекса, но и на ст. 56 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., которая предусматривает, что педагогические работники могут быть уволены по инициативе администрации при повторном в течение года грубом нарушении устава образовательного учреждения или в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
В процессе обучения студенты должны уяснить понятия рабочего времени и времени отдыха как правовых категорий. Важно обратить внимание обучающихся на то, что в настоящее время государственное централизованное регулирование предусмотрено лишь для определения максимальной продолжительности рабочего времени и минимальной продолжительности времени отдыха, в частности, продолжительность ежегодного отпуска не может быть менее 28 календарных дней. В законодательном порядке определена также сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников – для учителей, врачей, для работников, не достигших возраста восемнадцати лет и некоторых других.
Конкретная продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических работников является предметом локального регулирования.
Важное значение имеет и вопрос оплаты труда работников. Студенты должны знать основополагающие принципы, лежащие в основе правового регулирования оплаты труда, содержащиеся в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ст. 23), в Конституции Российской Федерации (ст. 53) и в Трудовом кодексе Российской Федерации. В соответствии с перечисленными актами каждый имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.
Изучив данную тему, студенты должны уметь определять размер заработной платы, знать порядок получения разрядов в зависимости от стажа работы и получения категории, а также иметь четкое представление о размерах надбавок и доплат к ставкам и окладам работников образования.
Действенным инструментом защиты прав работников является установленный законом порядок разрешения трудовых споров. В связи с переходом к рыночной экономике, с широким распространением договорного регулирования трудовых отношений, с появлением безработицы возросло количество трудовых споров и обострился их характер. Поэтому изучению вопросов, связанных с разрешением трудовых споров, необходимо уделить особое внимание. Студенты должны уяснить, что в зависимости от субъектов, между которыми они возникают, трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.
Изучая вопрос об индивидуальных трудовых спорах, необходимо обратить внимание на их подведомственность, порядок рассмотрения, а также исполнения, учитывая новые положения, устанавливающие порядок исполнения решений комиссий по трудовым спорам.
Студентам желательно внимательно изучить порядок исполнения решений суда о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула.