Методы воспитания и их классификация

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения вос­питательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. А.С.Макаренко называл методы воспитания "инструментом прикосновения к лич­ности".

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку сис­тема методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфи­ческое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опи­раясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему мето­дов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

В большинстве систем методов логические основания классификации вы­ражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых класси­фикациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеруметоды воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощ­рение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в се­бя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В этой же классификации могут быть названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

По результатамметоды воздействия на воспитанника можно разделить на -два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, форми­рующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется класси­фикация методов воспитания на основе направленности - интегративной харак­теристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессу­альную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой вы­деляются три группы методов воспитания:

1.Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъясне­ние, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

3.Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощре­ние, наказание).

Выбор методов воспитания- это всегда поиск оптимального пути воспи­тания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав по­казатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, на­сколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспита­ния, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности де­тей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Бесспорно, какой-то отдельный метод может применяться и изолированно от других методов и приемов воспитания, но обяза­тельно должен подкрепляться другими, взаимодействовать с ними.

Т.о., общими условиями (факторами), определяющими выбор методов воспи­тания, являются: цели и задачи, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и лично­стные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уро­вень педагогической квалификации, время воспитания, ожидаемые последствия.

Наши рекомендации