Задачи, методы, средства и формы организации интеллектуально-познавательного развития.
Продумывая содержание формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, каждому педагогу можно найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей в конкретной возрастной группе.
Как известно, успешное решение задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. Значит, и акцент дошкольного образования должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации.
В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.Для реализации данных задач О.Н. Бакаева предложила серию занятий (Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. - Елец, 2000).Цель 1-й серии занятий — научить детей способам сенсорного обследования предметов.
Цель 2-й серии занятий — обучение приемам сравнения, где дети 5—7 лет овладевают следующими умениями:— выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления с другими объектами;
— определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;
— отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко обнаруживаются.Третья серия занятий направлена на развитие умений классифицировать, группировать и обобщать предметы ближайшего окружения. При этом дошкольники учатся:— определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и, наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов;— объединять предметы на основе самостоятельно выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий);— распределять объекты по классам (непосредственное осуществление действий классификации).Чем обосновано выделение таких задач? Прежде всего новой образовательной парадигмой, раскрытой Ф.Ш. Терегуловым и В.Э. Штейнбергом согласно теории П.Я. Гальперина. Ее суть в одновременном разворачивании деятельности как во внешнем, так и внутреннем планах, а не только позиция организации перевода познавательной деятельности извне вовнутрь. В этом случае обучение осуществляется последовательно: через познание, переживание, оценку, использование результатов в самостоятельной или совместной с другими интересной ребенку деятельности.Кроме того, выбор задач обоснован и особенностями интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, такими, например, как:— элементарная опосредованность установления некоторых отношений между предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта;— наметившийся процесс упорядочивания информации;— растущая результативность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач;— начало развития знакового опосредования;— проявление дифференцированного отбора языковых средств в высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения и др.Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования и памятуя о том, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.Содержание таких занятий с детьми достаточно сложно, но в то же время доступно для постепенного и систематического формирования элементарных интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный». Понимание педагогами дошкольных образовательных учреждений основ интеллектуального развития детей и будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию и сохранению познавательного интереса на последующих ступенях образования.
23. Познавательное развитие дошкольников в рамках реализации содержания образовательных областей «Элементарные математические представления» и «Ребенок и природа» типового учебного плана дошкольного образования.
ГРУППА ПЕРВОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА ДО ОДНОГО ГОДА
Цель: формирование интереса ребенка к разнообразию свойств предметов и явлениям окружающего мира. Задачи развития воспитанника в деятельности:содействовать проявлению интереса к предметному миру;способствовать возникновению и развитию психических познавательных процессов ребенка (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), предметно-манипулятивной деятельности;расширять представления ребенка о предметном мире;содействовать появлению уверенности в действиях, настойчивости в достижении желаемой цели, в отстаивании права на выбор желаемого действия; приобщать к культуре, созданной человеком;создавать условия для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКАДействует по-разному с предметами: размахивает, бросает, держит коробку в руке и кладет в нее игрушки, осматривает содержимое коробки, достает из нее предметы, нажимает на пищащие предметы, катает мяч и т.п.Выполняет некоторые результативные действия двумя руками в играх с предметами. Находит на вопрос "где?" предметы в разных местах независимо от их местоположения. Демонстрирует познавательную активность, пытаясь достичь цели (тянется за понравившимся предметом, делает несколько шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту).Привлекает взрослого к достижению своей цели, используя средства ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения.
ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, стимулируют развитие психических функций (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, наглядно-действенного мышления и речи). В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух - трех матрешек разной величины). Восприятие предметов становится более точным.
Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действия с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящие и орудийные действия, которые развивают мыслительные процессы, приводят к первым элементарным обобщениям. Первые подлинные обобщения - по признакам, назначениям предметов - ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально дети обобщают предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанников.
Психические познавательные процессы в этом возрасте недостаточно дифференцированы и развиваются в теснейшей взаимосвязи. Процессы ощущения и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Все программное содержание направлено на развитие сенсорики, внимания, памяти, воображения и наглядно-действенного мышления при решении практических задач в процессе предметной деятельности и применения простейших орудий. Сенсорика развивается при: активизации восприятия предметов и явлений, выделении их свойств, определении и улавливании простейших связей между ними; использовании выявленных взаимосвязей в своих манипуляциях с предметами (2 контрастные величины, 3 - 4 цвета, качества: тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый и др.); участии всех анализаторов в обследовании предметов, активном использовании зрительного и слухового восприятия, сенсорно-перцептивных процессов и мелкой моторики в совместной предметной деятельности ребенка со взрослым.
Внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются при: решении практических задач в процессе предметной деятельности и применении простейших орудий;установлении и использовании простых связей между предметами; формировании умения обобщать (мысленно объединять предметы или действия, обладающие общими признаками); стимулировании воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций.
Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием является:овладение предметной деятельностью путем соотносящих и орудийных действий, использования метода проб; переход соотнесений и сравнений предметов при помощи внешних ориентировочных действий к зрительному их соотнесению (зрительной ориентировке); обучение последовательному, системному осматриванию (рассматриванию) предмета; овладение умением решать наглядно-образным путем ограниченный круг простейших задач (например, достать предмет из...); формирование представлений о свойствах предметов как об образце для измерения (определения) свойств других предметов; элементарное экспериментирование с песком, камешками и водой.
Взрослым (педагогам и родителям) необходимо поощрять первые исследовательские действия детей, использование в игре предметов-заместителей, проявление сообразительности в различных проблемных ситуациях.
Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: развитие интереса к математическим характеристикам окружающего мира.
Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать сенсорные представления, психические процессы; формировать первичные представления о количественных и пространственных характеристиках окружающих объектов; воспитывать познавательную культуру, интеллектуальные чувства.
Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА
Цель: развитие интереса к окружающей природной среде.
Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать чувство радости от общения с животными и растениями; формировать: представления о предметах и явлениях природы и наиболее ярких их свойствах; умение взаимодействовать с предметами природы; воспитывать: познавательное отношение к окружающей природе; доброжелательное отношение к явлениям неживой природы, растениям и животным; бережное отношение к растениям; ласковое отношение к животным.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Продолжается сенсорное развитие ребенка: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируется умение сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.
Внимание детей еще не устойчиво. Постепенное сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Значительно совершенствуется память.
Третий год жизни - период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2,5 - 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т.д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение).
Психические познавательные процессы в этом возрасте продолжают быть недостаточно дифференцированными. Процессы ощущения и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Сенсорика развивается при: активизации мелкой моторики и стимулировании тактильных ощущений; зрительного и слухового восприятия; стимулировании обследования и различения предметов, контрастных по форме, цвету, величине; формировании представлений о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.
Сенсорное развитие воспитанника осуществляется через все образовательные области в условиях обогащенной сенсорной информацией предметной среды.
Внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются при условии: активизации в процессе усвоения детьми жизненного опыта интенсивно развивающейся непроизвольной двигательной, эмоциональной и образной памяти; поддержки воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций, стремления "сочинять" и "воображать" в разных видах деятельности; перехода от использования готовых связей между предметами (орудиями) или связей, показанных взрослыми, к их установлению и использованию в новых условиях; проведения обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности, и закрепления в слове.
В этом возрасте происходит развитие знаковой функции сознания (пользование игрушками-заместителями, предметами-заместителями, словами, точками, линиями и другими знаками) и развитие потребности в использовании одних предметов в качестве заместителей других. У детей активно формируются представления о свойствах предметов в процессе предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.
Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием является: развитие умений обследовать предметы детально (ощупывание, осматривание, прокатывание и др.), располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения, собирать и разбирать пирамидки, вкладыши, использование предметов-заместителей в игре и предметов-орудий в деятельности (сачок, черпачок и др.); активизация умений задавать вопросы "Кто?", "Что?"; подкрепление потребности экспериментирования во всех видах деятельности и правильного выполнения действий на основе примеривания и без него;
овладение умениями делать зрительный выбор по образцу из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету (отношения по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше - меньше) и др.).
В процессе познания окружающей действительности формируются представления о свойствах предметов как о "постоянном" образце для определения свойств любых других предметов, как реальных, так и их изображений, представлений в памяти.
Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: развитие интереса к математическим характеристикам окружающего мира.
Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать психические процессы; внимательность; настойчивость; формировать: элементарные количественные и пространственно-временные представления; умение группировать объекты по одному признаку; воспитывать интеллектуальные чувства, чувство уверенности в себе.
Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА
Цель: формирование представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать чувство радости от общения с животными и растениями; формировать представления о внешнем виде животных, растениях ближайшего окружения и ярких явлениях неживой природы, их ярких признаках и названиях; воспитывать: интерес к различным видам деятельности (игровой, трудовой, познавательной, изобразительной) в природе; познавательное и гуманное отношение к окружающей природе.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал - как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки "Что с ним делать?", "Что он делает?"), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родовидовые, часть - целое и др.). Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припомнить правила и изменить в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.
В процессе освоения учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников в условиях реализации содержания всех образовательных областей.
Сенсорика развивается при условии: активного совершенствования всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глиной, песком, водой и др.) и простыми безопасными инструментами (деревянными брусками, пластилином, красками и др.); активного восприятия предметов в процессе практических действий; совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире; развития мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности; формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах; овладения словесными описаниями действий, свойств и качеств (сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.), использования их как мерки, с которой сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой - маленький - самый маленький).
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях: формирования знаковой функции сознания (действия со словами как со знаками, использование игрушек-заместителей и др.); овладения простейшими наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (наглядный образец рисования, последовательность выполнения действий, последовательность рассказывания сказки и т.д.); овладения способами группировки предметов на основе одного из общепринятых представлений (по цвету, форме, величине, принадлежности к понятию); установления простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями (обрезаем углы у квадрата - получаем круг, пригрело солнышко - растаял снег и т.п.); побуждения сравнивать, различать, называть; развития умений действовать по образцу (или по собственному несложному плану); развития любознательности (особенно к причинам явлений), стимулирования умения задавать вопросы о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно, и о качествах человека; подкрепления произвольности мышления и произвольности поведения.
Активизация непроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств, запоминания и воспроизведения разнообразного материала способствует развитию памяти.
Развитие внимания происходит при условии: стимулирования устойчивости детского внимания при помощи словесных напоминаний и указаний на основе интереса к предметам и явлениям, в игре;
создания эмоционально окрашенных ситуаций восприятия окружающей жизни, смены форм деятельности; стимулирования сосредоточения внимания в процессе игровой деятельности (продолжительность сюжетно-ролевых игр 0,5 - 1 ч).
Реализация содержания учебной программы способствует решению задач развития воображения у детей: расширению возможности замещать реальные вещи и события воображаемыми (развитие знаковой функции сознания); обогащению воображения через игровую деятельность, рисование, слушание сказок (рассказов), музыки, использование в игре предметов-заместителей;
обучению построению замысла игры; обогащению личного опыта воспитанника как основы развития воображения. Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием является:
развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (вопросы "Что это?", "Зачем?", "Почему?"); побуждение к "теоретическому" сотрудничеству со взрослым (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое; простейшее экспериментирование во всех видах деятельности;
простейшее моделирование.
Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: формирование представлений о математических характеристиках окружающего мира, интереса к математике. Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать: психические процессы, внимательность, настойчивость;
формировать: элементарные представления о количестве, пространственные и временные ориентировки; умение группировать предметы по одному признаку;
воспитывать: интеллектуальные чувства, культуру познания; чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА
Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать: потребность в видении красоты природы; желание познавать природу;
формировать: представления о: животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их разными органами чувств; роли света, тепла, влаги, воздуха, питания в жизни растений, животных, человека; внешнем строении органов чувств человека и их гигиене; умение замечать изменения, происходящие в природе;
воспитывать: гуманное отношение ко всему живому; желание заботиться о растениях и животных;
познавательное отношение к миру окружающей природы