Методика формирования и развития понятии
Цель обучения — дать учащимся осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Понятия помогают человеку в познании внешнего мира. Исходным моментом здесь является ощущение предмета или явления. Из ощущений возникает восприятие, отражающее вещь в целом. На основе восприятия возникают представления, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека. Обобщенные представления образуют понятия. В. И, Ленин писал: «...уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. —Т. 29. —С. 161).
Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений исключительное значение приобретает наблюдение, позволяющее формировать ощущения. В связи с этим в учебном процессе необходима организация непосредственных наблюдений уча-щихся'в природе. Учитель организует ежедневные фенологические наблюдения за явлениями неживой и живой природы, ведение «Дневника наблюдений», проводит экскурсии. Таким образом, у учащихся накапливается большой фактологический материал, который систематизируется, конкретизируется и обобщается на уроках.
Так, в III классе, формируя знания о травянистых растениях, учитель должен на, уроке дать возможность учащимся рассмотреть по гербарным образцам такие растения, как клевер луговой, колокольчик, мятлик, мышиный горошек и др.
В учебном процессе часто создаются ситуации, когда невозможно в классе организовать наблюдение натурального объ-, екта ввиду его отсутствия или небольших размеров и др. В таких случаях учителю необходимо использовать наглядные изобразительные средства: таблицы, картины, экранные пособия— и предусмотреть возможность ознакомления детей с натуральным объектом в самой природе в ходе экскурсии или на выставке, в музее и т. д. Например, при формировании по-; нятия о формах земной поверхности в IV классе учитель использует в классе соответствующие таблицы, но обязательно проводит экскурсию в природу для наблюдения равнины плоской и холмистой, оврага и гористой поверхности. При таком сочетании изобразительных и натуральных наглядных средств достигается главное — формируются ощущения.
Необходимым условием для восприятия детьми объекта является уцение учителя владеть словом. Несмотря на то что основным источником знания в процессе формирования ощущений является сам объект, точное и образное слово учителя направляет процесс наблюдения, организует его в определенной последовательности, уточняет, конкретизирует признаки наблюдаемого объекта и т. д. Поэтому учителю необходимо свои мысли выражать кратко, точно, логично, чтобы словесное описание объекта совпало с тем, что дети наблюдают.
Наблюдение школьниками объектов природы должно сопровождаться специальными заданиями, направленными на уточнение восприятия. Как известно, наблюдая один и тот же объект, люди видят его по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. В учебном же процессе важно, чтобы в изучаемом объекте все дети видели то главное, что связано с его характеристикой. Поэтому следующим условием формирования ощущений является организация упражнений, уточняющих восприятия. Например, на экскурсии в природу в III классе по теме «Изменения в жизни растений осенью» учителю нужно продумать задания, уточняющие восприятие происходящего,- приблизительно следующего содержания: посмотрите, какое сегодня небо. Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня по сравнению с летом? Как изменились деревья по сравнению с летом? Понаблюдайте, что происходит с листьями. Найдите на земле листья березы, тополя и т. д.
В процессе формирования и развития восприятия учитель должен повышать активность детей. Достичь это можно различными способами: постановкой опытов, проведением наблюдений, организацией самостоятельного учебного поиска, использованием технических наглядных средств.
Активность школьников при восприятии природоведческого материала можно вызвать также использованием знаний, усвоенных учащимися раньше, и практического опыта детей. Чем лучше школьник знаком с изучаемыми объектами, тем полнее, точнее и содержательнее является восприятие их. Например, младший школьник, который знаком с компасом и который незнаком, воспринимает этот предмет по-разному: восприятие первого будет гораздо богаче второго. Он будет более четко видеть - отдельные детали компаса, так как знает назначение каждой из них. В данном случае познание предмета в процессе восприятия будет сочетаться с прошлым опытом. . Таким образом, можно выделить следующие условия формирования -восприятий-: наблюдение в природе, наблюдение натуральных объектов, точное и. образное слово учителя, упражнения, уточняющие восприятие, повышение активности детей, опора на имеющиеся v них_знания и жизненный опыт. ^""ТГродесс формирования представлений также управляется учителем, и здесь важную роли играет соблюдение определен-
ных условий. Прежде всего учителю необходимо уметь формулировать вопросы и задания, требующие воспроизведения ощущений. Их формулировка должна быть краткой, конкретной, простой, но не подсказывающей ответ. Вопрос или задание можно считать конкретным,, если на него можно дать только один правильный ответ. Например, после осенней экскурсии в лес при изучении материала о растениях летом и осенью учитель может задать детям следующие вопросы: куда мы ходили на экскурсию? Какая была погода? Каким было небо? Были ли осадки? Если да» то какие? Как выглядели лиственные растения? и т. д.
Немаловажную роль в процессе формирования представлений играет организация упражнений по узнаванию и различению объектов природы. Для их выполнения детей необходимо научить таким приемам умственной деятельности, как деление целого на части, выделение признаков предметов или свойств явлений природы. Например, учащимся можно дать задание: сравнить дерево и кустарник, найти сходство и отличие. Выполняя задание, ученики должны научиться находить общие признаки сравниваемых объектов. Так, при сравнении деревьев с кустарниками общим признаком будет наличие корня, ветвей, стеблей, листьев. Сравнение общих признаков приводит детей к выводу, что у деревьев один одревесневший стебель, у кустарников же их может быть два, три и более.
Научив учащихся сравнивать, необходимо научить их из совокупности признаков выделять главные и второстепенные. Так, в нашем примере главным признаком будет наличие одного (у деревьев) или нескольких (у кустарников) одревесневших стеблей.
Важное место в ходе формирования представлений занимает такой прием, как зарисовка по памяти. Для ребенка крайне важно обладать умением активизировать, «оживлять прошлый опыт», воссоздавать чувственный образ. Прием зарисовки по памяти не только способствует воссозданию чувственного образа, но и формирует умения схематического пространственного изображения. Например, после наблюдения в ходе экскурсии различных форм земной поверхности учащимся дается задание: схематично изобразить в тетрадях плоскую равнину, холмистую равнину, горы, подписать их. Или в III классе можно дать такое задание: вспомнить, чем отличаются ветки лиственного и хвойного растения и схематично изобразить их.
Таким образом, формирование у школьников представлений тесно связано с соблюдением следующих педагогических условий: учитель должен умело формулировать вопросы и за-дания, требующие воспроизведения ощущений; упражнять детей в зарисовке объектов по памяти; организовывать упражнения по узнаванию и различению объектов и явлений природы.
В основе процесса логического познания лежит образова-
ние понятий, формирование которых' невозможно без развития мыслительной деятельности младших школьников. «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— М., 1946. — С. 347). Одним из основных условий формирования понятий является организация проблемного обучения природоведению. Создание проблемных ситуаций на уроках, экскурсиях создает у учащихся состояние интеллектуального затруднения, которое требует выхода, т. е. решения поставленной проблемы, и может осуществляться самими учащимися (путем непосредственного наблюдения объектов или постановки несложных опытов) или с помощью учителя (показывает пути решения проблемы). Здесь большую роль при формировании понятий играет определенная система изложения материала, определенная логическая последовательность в его подаче. В последовательности изложения материала учитель может использовать как индуктивный (от частного, конкретного к общему), так и дедуктивный (от общего к частному) метод или тот и другой вместе. Например, формируя понятие «полезные ископаемыЕ2, учитель может поставить такой проблемный вопрос: почему полезные ископаемые так называются? Для решения данного вопроса он может использовать индуктивный способ мышления, давая учащимся материал в такой последовательности: как для постройки домов, заводов, фабрик применяется строительный материал — кирпич, бетон, гранит и др.; б) гранит добывают в природе; для изготовления другого строительного материала (бетона, кирпича) требуются песок, глина, известь, вода. Песок, глину, как и гранит, добывают в природе, известь получают из известняка; в) для работы фабрик, заводов, отапливания помещений нужно топливо. Топливо — это нефть, газ, каменный уголь, торф; г) для изготовления различных машин нужен металл: сталь, чугун, алюминий. Сталь и чугун получают из железной руды, алюминий — из алюминиевой, которые также добывают в природе; ц) песок, глина, известняк, гранит, каменный уголь, нефть, газ, торф, железная и алюминиевая руды очень нужны человеку, они ему полезны, и их добывают из земли при помощи машин. Отсюда они получили название — полезные ископаемые.
В процессе формирования понятий немаловажное значение приобретает система повторения, которая способствует развитию понятий и позволяет устанавливать связи между понятиями простыми, сложными, единичными и общими. Элементы знаний о природе дети получили в I—II классах при знакомстве с окружающим миром, на уроках математики и чтения. Широкая
опора в процессе формирования новых понятий на уже имеющиеся у учащихся знания, полученные при изучении природоведения (внутрипредметные связи) и других предметов начальной школы (мёжпредметные связи), способствует формированию у ребенка в коре больших полушарий мозга широких ассоциативных связей, что положительно сказывается на развитии мышления, а знания становятся прочнее и дольше сохраняются в памяти.
При формировании у школьников основных природоведческих понятий нужно установить связи с математикой, чтением,
сельскохозяйственным трудом, изобразительным искусством,
ознакомлением с окружающим миром. Задача учителя состоит
в том, чтобы планомерно, из урока в урок, организовывать повторение именно тех понятий, которые могут служить опорными при формировании новых. В связи с этим в плане работы
желательно выделить специальную графу «Тематическое повторение», в которой должны найти отражение внутрипредметные
и межпредметные связи.
Существенную роль в формировании понятий играет тёрми- нологическая работа, т. е. работа над усвоением языка науки. Говоря о науке и ее языке, нужно иметь в виду не простое сочетание слов, а систему взаимосвязанных между собой терминов. Поэтому важно четко определить, что такое слово и термин, в каких соотношениях они находятся. «Слово является сложным единством звукового знака и значения... Слово является наименованием предмета, исторически закрепленным за ним данным народом» (Большая Советская Энциклопедия.—М., 1956. —Т. 39. —С. 356).
Термин — это «слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы» (Большая Советская Энциклопедия.— М., 1976. — Т. 25. — С. 474). Следовательно, особенностью термина, отличающего его от слова, является неразрывная связь с конкретным понятием. |Термин обладает двумя функциями: он называет предмет и отражает существенные признаки содержания понятия. Слово и термин коррелятивны, но нетождественны. По термину можно определять некоторые признаки понятия, выясняя его этимологию (происхождение) и семантику (смысловое значение термина).
Природоведение как учебный предмет включает в себя основы таких наук, как биология и география, поэтому его содержание раскрывается через систему биологических и географических терминов. Большинство — русского происхождения.
Процесс овладения школьниками терминами имеет свои особенности и трудности. На первых этапах обучения в школе дети накапливают термины, зачастую не зная точно, что они обозначают. ^Многие термины включают в себя сразу несколько понятий. Например, термин «лист». Это может быть лист бумаги,
б Заказ 5300
лист растения, лист картона и т. д. Но чем больше учащийся познает тот или иной предмет, тем каждый термин приобретает более конкретное содержание. Так, при изучении природы школьник узнает, что лист — это часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию. ^__ Терминологическая работа должна осуществляться по определенной системе, включающей следующие приемы;* проговари-вание терминов вслух(-/работа над усвоением орфографии новых терминов,звыяснение этимологии термина и его семантики, запись термина на доске, тренировочные упражнения в соотнесении термина с понятием, морфологический и фонетический анализ терминов в различных учебных ситуациях и-др. Например, на первом уроке природоведения в III классе очень важно поработать с термином «природоведение». Учитель должен показать учащимся, что это слово сложное и состоит из двух частей. Сделать это можно при помощи схемы, начерченной на доске:
ведать |
природоведение
природа ведать
Что означает слово «природа», дети узнают в процессе знакомства с окружающим миром; теперь учитель сообщает значение слова «ведать»—-знать, изучать. Следовательно, дети будут на уроках природоведения изучать природу. И далее сообщает два новых термина «неживая природа» и «живая природа». Учитель предлагает школьникам вспомнить объекты природы и, вдумавшись в смысл двух новых терминов, назвать объекты неживой и живой природы.
Или при изучении в IV классе темы «Водоемы, типы водоемов», назвав учащимся некоторые из рек, морей, океанов, дав им краткую характеристику, учитель может предложить школьникам следующие вопросы: почему Северный Ледовитый океан так называется? Почему один из океанов называется Тихим? И т. п.
Термины иностранного происхождения, используемые при
обучении природоведению, требуют обязательного перевода на
русский язык и выяснения их смыслового значения. Например,
формируя понятие «горизонт» и сообщив школьникам термин
«горизонт», учитель должен отметить, что данное слово грече
ского происхождения, на русский язык переводится как «огра
ничиваю»; таким образом, термин обозначает часть земной по
верхности, которую видит человек на открытой местности. Та
кое соотнесение смыслового содержания термина с соответст
вующим ему понятием не только способствует хорошему усвое
нию материала, но и развивает мыслительную деятельность
учащихся. j,
В ходе формирования природоведческих понятий необходимо практиковать школьников в осуществлении таких приемов умственной деятельности, как анализ (деление целого на части), определение главных и второстепенных признаков природных объектов, явлений, синтез (соединение частей в целое, выделение взаимосвязей в частях), обобщение, выводы, определение, классификация. Так, формируя понятие «почва», учитель организует демонстрационное наблюдение учащимися ее состава и свойств (деление целого на части, определение признаков). С этой целью он проводит целый ряд опытов, показывающих, что в почве есть песок, глина, вода, воздух, есть мелкие корешки, стебельки растений, остатки листьев, мелких животных. Далее учитель демонстрирует свойства почвы. Учащиеся убеждаются, что почва может гореть: горят остатки растений и животных, она пропускает воду лучше, чем глина, но хуже, чем песок. Проанализировав со школьниками состав, свойства, значение почвы, учитель подводит их к выводу: почва — верхний слой земли, она состоит из песка, глины, остатков растений, животных, воды и воздуха, пропускает воду, на ней растут растения. Основное свойство почвы — плодородие. Сделав вывод, учащихся можно подвести к определению, т. е. точному раскрытию содержания понятия: почва—это верхний плодородный слой земли, на котором растут дикие или культурные растения. Дальнейшее развитие понятия о почве связано с применением логического приема — классификации. Учащиеся узнают, что почва не везде одинакова, цвет ее и плодородие зависят от количества перегноя (выделение внешнего признака). В зависимости от происхождения и количества перегноя почвы делятся на черноземные, подзолистые, болотные (осуществление классификации, т. е. выделение групп предметов из их совокупности на основании главного и внешнего признаков). И далее формирование понятия «почва» завершается рассказом о значении почвы в хозяйственной деятельности человека.
Формирование природоведческих понятий неразрывно связано с переводом знаний в практические умения и навыки. Формирование умений связано с применением теоретических знаний на практике. В связи с формированием понятий учащиеся должны овладеть целой системой специальных умений: вести наблюдения в природе по заданиям «Дневника наблюдений» и фиксировать их; пользоваться простейшими приборами (термометром, компасом, флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием; правильно строить режим дня; соблюдать правила личной гигиены; ухаживать за комнатными растениями; сажать цветы и деревья и др. С этой целью учитель должен разработать систему заданий, направленных на отработку нужных умений. Прежде всего это выполнение тех обязательных практических работ, которые определены программой курса. Например, в IV классе в процессе формирова-
ния понятий «план», «карта», «ориентирование на местности» программой предусмотрено несколько практических работ, на которых дети должны научиться пользоваться компасом и с его помощью определять стороны горизонта, составлять план местности. Для формирования умений и перевода их в навыки недостаточно разовых практических работ, отработка формируемых умений должна вестись систематически. ,; ... • .
Процесс формирования природоведческих _пднятий требует выполнения следующих педагогических условий; организации проблемного подхода в обучении, определенной'логической последовательности в изложении нового материала, проведения систематического, тематического повторения и терминологической работы, реализации межпредметных связей, применения заданий, направленных на формирование определенных умений ,и навыков. Основная суть этого процесса: из множества представлений, получаемых или уже полученных школьниками путем концентрации главного и отчленения второстепенного, сформировать единое, включающее суть предмета или явления (понятия).
— В учебно-воспитательном процессе по природоведению соблюдение педагогических условий формирования ощущений, представлений и понятий способствует реализации одной из основных задач современной школы — повышению качества знаний учащихся.
-Вотгррсы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Какие природоведческие понятия называются первоначаль
ными? Приведите примеры.
2. Приведите примеры простых и сложных природоведческих
понятий; докажите, что они относятся к указанным группам
понятий.
3. Какие природоведческие понятия называются единичными и
общими? Приведите примеры.
4. Приведите примеры биологических и географических поня
тий.
5. В теме «Природа нашего края» (IV класс) выделите изучен
ные и новые понятия.
6. Какие педагогические условия необходимо соблюдать при
организации восприятия природоведческих объектов или яв
лений? Покажите на конкретных примерах.
7. Какие педагогические условия способствуют формированию
представлений? Приведите примеры.
8. Соблюдение каких педагогических условий способствует фор
мированию природоведческих понятий?
9. Разработайте схему формирования понятия «водоемы» от
восприятия через представления к понятию с соблюдением
соответствующих педагогических условий.
Глава V.