Методика формирования и развития информационно-познавательных

Потребностей

Задание:Разработать проект по изучению, формированию и развитию информационно-познавательных потребностей:

1) Сформулировать проблему (дать характеристику ситуации);

2) определить социально-демографическую группу и цель проекта;

3)разработать методы исследования (анкета, наблюдение, тестирование и др.);

4) обосновать проект (основные направления, уровни и формы деятельности).

Литература

1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.— Л.. 1989.

2. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М. – Воронеж, 2000.

3. Соколов А.В. Коммуникативные потребности. – Краснодар, 1996.

4. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М., 1983.

5. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М., 1975.

Тема 13. Методика формирования общественного мнения.

Общественное мнение как состояние массового сознания. Особенности формирования общественного мнения средствами социально-культурной деятельности. Функции общественного мнения, его структура. Сферы проявления и каналы выражения общественного мнения.

Процессы и этапы формирования общественного мнения. Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, убеждение.

Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения: презентации, конференции, пресс-конференции, выставки, митинги, рекламные кампании и др. Методика их подготовки и проведения. Связи с общественностью.

Практическое задание № 14

Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения

Задание:

1. Выбрать одно из направлений информационно-просветительской деятельности (экологическое, нравственно-этическое, политическое и др.);

2. Подготовить и провести одну из форм информационно-просветительской деятельности, учитывая методику формирования общественного мнения.

Литература

1. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. – М.:Мысль, 1983.

2. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001.

3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. – М., 1996.

Тема 14. Тенденции развития и социально-культурное программирование информационно-просветительской деятельности.

Методика создания целостной картины развития сферы досуга в условиях информационного общества и информационно-просветительской деятельности. Проблемы прогнозирования. Противоречия и сложности выявления тенденций развития сферы досуга, совершенствования содержания и методики информационно-просветительской деятельности, построение моделей возможных ситуаций. Возможные модели информационно-просветительской деятельности.

Целевые социально-педагогические программы информационно-просветительской деятельности. Методики их разработки. Содержание, этапы, формирование банка данных целевых программ.

Расширение набора услуг в области информационно-просветительской деятельности. Просветительские программы ЮНЕСКО и других международных организаций. Государственные программы просветительской направленности. Роль социально-культурных институтов в их осуществлении.

Обобщение и распространение инновационных информационных технологий в социально-культурной сфере. Современные проблемы, противоречия и пути их решения.

Семинар № 5

Учебная деловая игра «Мозговой штурм – основа принятия решения»

Задание: В ходе проведения учебной деловой игры разработать «Модель информационно-просветительской деятельности».

Практическое занятие № 15

Итоговая конференция

(6 часов)

Задание: Представление творческих проектов по направлениям информационно-просветительской деятельности и защита проведенных на практике программ.

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.

2. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования.- СПб:СПбГУП, 1998.

4. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. – М., 1986.

5. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. – М., 1982.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Написание реферата по одному из направлений информационно-просветительской деятельности (политическое, экологическое, эстетическое, историческое, нравственно-этическое и др.).

2. Анализ практики по выбранному направлению:

· выявление учреждений, организаций, объединений, занимающихся изучаемым направлением (учреждения образования, культурно-досуговые учреждения, учреждения туризма, общественные организации и др.);

· определение их ведущих функций, форм и методов работы;

· выделение основной социально-демографической группы, чьи интересы и потребности реализуются в данных учреждениях;

· выявление структуры информационных связей.

3. Изучение организации, содержания и характера деятельности различных творческих групп и объединений информационно-просветительской направленности.

4. Анализ и характеристика информационно-познавательной направленности тематических программ, реализуемых в данном учреждении, организации.

5. Составление классификации и определение тенденций развития форм информационно-просветительской деятельности (не менее трех форм).

6. Разработка программы по избранному направлению.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Наши рекомендации