Тема: Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа
Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса формирования творческих способностей будущих учителей средствами исследовательской работы, определило проблему, которая нами сформулирована следующим образом: каковы возможности исследовательской работы как средства формирования творческих способностей будущих учителей в профессионально-педагогическом колледже.
Актуальность данной проблемы и ее неразработанность послужили основанием для выбора темы курсовой работы «Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа».
Объектом исследования определено содержание и процесс подготовки студентов в профессионально-педагогическом колледже.
Предметом исследования является исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов в средних профессиональных учебных заведениях.
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа в процессе исследовательской работы.
Гипотеза исследования: формирование творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа в процессе исследовательской работы будет проходить эффективно, если:
• созданы условия для профессионального роста преподавателей, способствующего повышению эффективности исследовательской работы;
• в учебно-воспитательной работе колледжа исследовательская работа
будет осуществляться в определенной системе, включающей научно-методическую работу преподавателей; интегративное согласование блоков дисциплин
учебного плана, внеурочной работы и педагогической практики; различные
формы организации исследовательской работы (выполнение творческих работ,
олимпиады, конференции, участие в работе исследовательских кружков, творческих лабораторий и др.) и методы, создающие условия для активизации
творческого мышления, с целью реализации и дальнейшего увеличения объема
исследовательских заданий и умений, формирования творческих способностей
студентов;
• содержание подготовки будущих учителей будет включать задания исследовательского характера, отличающиеся систематичностью, преемственностью, выполненные в соответствии с требованиями к структуре, логике и правилам оформления научного исследования;
• разработана комплексная дидактическая система по исследовательской
работе студентов.
Задачи исследования:
1. Определить педагогические условия формирования творческих способностей студентов в процессе исследовательской работы.
2. Сориентировать научно-методическую работу преподавателей на исследовательскую, с целью их профессионального роста,, что будет способствовать повышению эффективности исследовательской работы студентов.
3. Разработать и проверить экспериментальным путем систему исследовательской работы по формированию творческих способностей студентов школьного отделения профессионально-педагогического колледжа.
4. Разработать методические материалы по исследовательской работе с целью формирования творческих способностей студентов.
Методы исследования:
• методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы, изучение документации и нормативных документов Министерства образования по проблемам развития и
формирования творческих способностей личности, моделирование, абстрагирование);
• методы эмпирического исследования (обобщение педагогического
опыта, наблюдение за деятельностью студентов и преподавателей; анкетирование; групповые и индивидуальные беседы; интервьюирование различных категорий работников образования; тестирование; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент, устные и письменные опросы;
• математические методы обработки результатов исследования.