май | | «Дядя степа» С. Михалков Чтение произведения | Познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя, продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, активизировать словарь, называть слова с противоположным значением, обозначающим величину, развивать внимание, мышление, память, Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Сравнение высокого и низкого ребенка. Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Беседа по прочитанному. Морская игра «Море волнуется». Загадывание загадок. Строительство корабля. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Иллюстрации к произведению. Строительный материал. | Знают кто такой Дядя Степа. Отгадывают загадки. Называют слова с противоположным значением. | |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
май | | Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря | Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия, объяснить, почему следует беречь хлеб – народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Беседа с детьми о том, что в каждом городе есть своя пекарня. Из чего делают хлеб? Кто его печет? Чтение отрывка из рассказа пекаря – мастера Г.С. Страмнова. Рассматривание картинок | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Картинки с изображением пекарни, мучных изделий | Знают кто такой пекарь, называют мучные изделия. аргументируют ответ, почему нужно беречь хлеб |
| | | | | | | | | | | | |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
май | | Диагностика | Диагностический инструментарий п.5 |
| «Моя любимая игрушка» рассказывание из опыта | Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем, побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении, развивать память, воображение, интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | Рассматривание национальной игрушки. Составление описательного рассказа про игрушку. | Чтение стихов детьми про игрушку. Описательные рассказы детей про свою любимую игрушку. Пение песни «Любимая игрушка». Загадывание загадок про игрушку. Рисование любимых игрушек. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Карандаши, бумага для рисования на каждого ребенка | Самостоятельно описывают предмет по памяти. Предложения связные по смыслу. Умеют рассказывать эмоционально. |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Календарно-тематический план.
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
сентябрь | | ЗКР «Один-много» | Закрепить представление о множественном числе существительных. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Использование образной речи, иллюстраций, загадок. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Иллюстрации с изображением предметов в единственном и множественном числе. | Умеют отгадывать загадки. Различают понятие «один – много» |
сентябрь | 2-4 | Диагностика | Диагностический инструментарий п.5 |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
октябрь | | Описательный рассказ «Золотая осень» Конспект 4 | Закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | Рассматривание иллюстраций, наблюдение на улице за изменениями в природе. Какого цвета стали листья, трава. | Беседа с детьми; - чтение четверостишья А.С. Пушкина «Унылая пора!»; - Грамзапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»; - рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Картина И. Левитана «Золотая осень», -грамзапись произведения Чайковского «Времена года». | Называют время года, его сезонные признаки. Умеет говорить связными предложениями. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
октябрь | | Связная речь «Закончи предложение» | Научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Иллюстрации с изображением действий детей;(ребята бежали по правой стороне улицы, затем они перебежали на левую) | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Иллюстрации | Умеет заканчивать логически предложения. |
октябрь | | Формирование словаря заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало» | Учить детей запоминать стихотворное произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи; - воспитывать эстетические чувства. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Портреты А.С. Пушкина, портрет няни; -иллюстрации сказок поэта в помощь детям; - музыкальное сопровождение для физкультминутки; - художественное слово; | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Портрет А.С. Пушкина; -портрет няни Арины Родионовны; - иллюстрации сказок поэта; - музыкальное сопровождение; - мольберт, краски ,бумага. | Рассказывает стихотворение с интонацией. Называет автора и название произведения. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
октябрь | | Составление рассказа по картине «Детский книжный магазин» | Вызвать интерес к сказочному жанру; Учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям; Опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; Активизировать речь, обогащать словарный запас | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Художественное слово воспитателя; - примерный план консультации для «покупателей». | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Выставка книг со сказками (ранее знакомыми: - «Курочка Ряба»; - «Колобок»; - «Волк и лиса»; - «Репка»; - «Баба Яга»; - «Красная шапочка»; - «По щучьему велению»; - «Цветик – семицветик»; -«Дюймовочка»; - «Золушка»; - «Золотой ключик»; - «Карлсон, который живет на крыше») | Умеет составлять рассказ по картине, строит логически связанные предложения. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
ноябрь | | Творческий рассказ «Сочиняем стихи» | Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов, Воспитывать бережное отношение к книгам. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Художественное слово; - чтение стихотворений; - подбор рифмы. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Кузов машины, мяч. | Умеет с помощью взрослого придумывать небольшие стихи. Подбирает рифмы к словам |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
ноябрь | | Составление рассказа по картине «В родной семье». | Учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по основным ее фрагментам; Словарь: комбинезон, фартук, рабочая одежда, конструировать, дружная; Продолжать учить детей использовать в речи разные виды предложений; Воспитывать любовь и уважение к своей семье. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Рассматривание картины « В родной семье»; - рассматривание своих семейных фотоальбомов; - Стихотворение П. Мумина «У нас рабочая семья». | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Картина «В родной семье»; - фотоальбомы | Умеет рассматривать картину, выделять основные ее фрагменты. Составляет рассказ по картине. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
ноябрь | | Словарная работа «Скажи какой?» | Учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; - обогащать речь именами прилагательными и глаголами; - подбирать слова, близкие по смыслу. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Художественное слово: стихотворение М. Щеловановой «Утро»; - подбор слов, близких по смыслу. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Стихотворение М. Щеловановой «Утро»; | Умеет узнавать и называть предмет, выделять его признаки, качества, действия. Подбирает слова близкие по смыслу. |
ноябрь | | ЗКР «Брат, братец, братик» | Различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Беседа с детьми. Придумывание короткой сказки про зайца и зайчишку. Составление предложений с двумя словами которые услышали. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | | Использует в речи уменьшительно ласкательные слова. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
декабрь | | Творческий рассказ «Сочиняем сказки про Дедушку Мороза» | Активизация детского воображения; - подготовка к литературно – словесному творчеству; - использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | Рассматривание узоров на окнах. | Новогодняя загадка; - стихотворение; - иллюстрации; - беседа о зимнем празднике; - дети совместно с воспитателем придумывают сказку о том, как Дед Мороз пришел к нам на Новогоднюю елку. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Иллюстрации, на которых изображение Дед Мороза и его дома. | Умеет отгадывать загадки, придумывать сказку совместно со взрослым. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
декабрь | | Связная речь «Как лучше сказать?» | Подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации; Развить интонационную сторону речи, таким ее элементам, как методика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Беседа по прочитанному рассказу В. Бианки «Купание медвежат»; - к слову веселый подобрать слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый); - дети придумывают рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»; - иллюстрации | Умеет подбирать близкие и противоположные по значению слова, отвечает на вопросы полными логическими связанными предложениями |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
декабрь | | Рассказ по картине «На севере диком» худ. Шишкин | Развивать творческое воображение; -Учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; Обогащать словарный запас определениями; -развивать диалогическую речь, связную речь; Упражнять детей в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Игра «Назови своего друга ласково»; - прослушивание классической музыки; - рассматривание репродукции картины И. Шишкина «На севере диком» под классическую музыку; - чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Картина Шишкина «На севере диком»; -мелодия классической музыки; - стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». | Умеет описывать картины, подбирать слова точные по смыслу. Использует уменьшительно ласкательные слова. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
декабрь | | Рассказывание об игрушке «Подарки от Дедушки Мороза» | Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; Развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность, Воспитывать бережное отношение к игрушкам | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Прослушивание истории, которая приключилась с Дедом Морозом под Новый год; - рассказ детей о своих игрушках; - соблюдать последовательность описания, законченность рассказа, образность, проявление творчества. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Мешок с игрушками от Д.М.; - изображение Д.М. | Рассказывает об игрушке полными предложениями, связывая их по смыслу. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
январь | | Словарная работа «Найди точное слово» | Учить детей точно называть предмет, его качества и действия. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Разгадывание загадок; - напомнить, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме; - назвать ,какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие; - вспомнить, кто из животных как передвигается; - найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»; - самостоятельно придумать слова, противоположные по значению. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»; - иллюстрации с изображением вороны, рыбы, кузнечик, уж, петух, тигр, мышь, корова. | Умеет разгадывать загадки, придумывать слова, противоположные по значению. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей | |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК | |
январь | | ЗКР «Бежать -мчаться» | Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Спросить у детей, как они понимают слова и чем они отличаются, (засмеялись - захихикали; бежать - мчаться; пришли - приплелись…); - придумать предложения с любой парой слов. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Игра «Настроенье угадай». | Умеет объяснять новые слова. Придумывает предложения с любой парой слов. | |
январь | | Чтение сказки Н. Павловой | Познакомить детей с новой сказкой, учить оценивать поступки героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы. Развитие словаря. Воспитывать желание быть здоровыми, добрыми | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Беседа с детьми о диких животных. Рассказы детей о зимовке зверей. Чтение сказки «Зимняя пирушка». Загадывание загадок про зверей. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Игра «Хитрая лиса». Игра «Кто больше знает и расскажет». | Отвечает на вопросы полными предложениями. Понимает смысл слова «Пирушка» | |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей | |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК | |
февраль | | Описательный рассказ по игрушке» | Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках; Продолжать учить составлять простые и сложные предложения | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Чтение стихотворений. Сюрпризный момент (простынь, «берлога» и «медведица» с «медвежатами». Чтение ребенком стих – я Воронько «Есть в лесу под елкой хата». Рассматривание медвежат, составление описательного рассказ в - ля о медвежонке. Инсценировка сказок «Два жадных медвежонка» и «Три медведя». | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Елочка; - простынь; - медведица с медвежатами; - музыка детская; - мольберт; - альбомные листы; - краски. | Умеет составлять описательный рассказ по игрушке. Знает стихотворение Воронько «Есть в лесу под елкой хата». | |
| | | | | | | | | | | | |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК |
февраль | | Составление рассказа по картине «Февральская лазурь» И.Грабарь | Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений. Словарь: подобрать прилагательные к словам «небо», «береза»; Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение; Воспитывать любовь к родной природе. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Чтение стихотворения с. Есенина «Береза». - Придумать красивые слова к слову береза; - поэт описывает природу словами, а художники как? –(красками). Рассматривание картины художника И. Грабаря «Февральская лазурь»; -описание картины - еще природу можно изобразить в музыке, выходим на «прогулку». - чтение стихов о природе «Зима» И. Сурикова, «Елка» Е. Трутневой, «Мороз – воевода» Н. Некрасова; | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Стихотворение С. Есенина «Береза»; - картина И. Грабаря «Февральская лазурь»; - музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; - мольберт, бумага, краски | Умеет рассматривать пейзажную картину. Подбирает прилагательные к существительным. Отвечает на вопросы полными ответами. |
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей | |
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК | |
февраль | | Пересказ произведения «Сыновья» В. Осеева | - учить детей пересказывать литературное произведение; - учить отвечать на вопросы по содержанию текста; - развивать умение объяснять смысл пословиц; - воспитывать любовь к матери. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | | Чтение пословиц. Объяснение их смысла (если дети затрудняются, воспитатель объясняет сама), дети объясняют смысл пословицы); - чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья»; - дети пытаются пересказать текст с наводящими вопросами; - вспомнить пословицы и поговорки о помощи взрослым; - рисование героев. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Карандаши и бумага; Рассказ В. Осеевой «Сыновья». Пословицы 1.«Детки хороши – отцу, матери венец. Худы – отцу, матери конец»; 2. «Учи дитя, поперек лавочки лежит, Поздно, когда вдоль лавочки ляжет» | Пересказывает литературное произведение по наводящим вопросам взрослого. Знает пословицы, понимает их смысл | |
| | | | | | | | | | | | |