Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде — индивидуализации, в старшем школьном возрасте — интеграции.
В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде — индивидуализации, в старшем школьном возрасте — интеграции.
К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельд-штейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности «обратного действия». Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школь-н и к [28].
Д.И. Фельдштейн1 вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество».
В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:
1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
См.: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития75
2. С трех лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом [13, 19].
Литература
1.Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000.
2.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000.
3. Блонский П.П. Педология. М., 1934.
4.Божович Д.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д . И . Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.
5.Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб., 2001.
6.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984.
7.Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. О.Шу-аре Марта. М., 1992.
8.Волков Б.С, Волкова Я.В. Основные закономерности психического развития ребенка. М., 1999.
9.Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
10.Выготский Д. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
11.Залкинд А.Б. Педология: утопия и реальность. М., 2001.
12.Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. М., 2000.
13.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
14.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
15.Дивехуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Калуга, 1998.
16.Листа М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М., Воронеж, 1997.
17.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
18.Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избр. психол. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 1998.