Развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста
Характер психических новообразований ребенка к концу младшего школьного возраста напрямую связан с уровнем присвоения им учебной деятельности как ведущей. Особенно сильно это проявляется в развитии его познавательной сферы.
Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития логики, прежде всего, логического мышления, то главные изменения происходят (при соответствующей организации деятельности) именно в этой области психической сферы.
Мышление и речь. В начале младшего школьного возраста мышлению ребенка еще присущ эгоцентризм. Основное направление развития мышления - это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается.
Способность к логическому мышлению тесно связана с развитием речи ребенка (поэтому и мышление называют словесно-логическим). Логика предполагает последовательную и закономерную связь явлений. Чтобы изложить свою мысль логически ребенку необходимо связно и последовательно выстраивать свою речь в монологической форме. Такое умение формируется постепенно, но чем раньше учитель будет создавать для этого условия, тем активнее будут развиваться у ребенка соответствующие психические новообразования – словесно-логическое мышление и монологическая речь. Эти функции составляют зону ближайшего развития ребенка младшего школьного возраста (при условии, что в дошкольный период были развиты необходимые психовозрастные новообразования).
Память. Ребенок, поступающий в первый класс, способен к механическому запоминанию (зона его актуального развития), но приемами рационального (образного и логического) запоминания он еще не владеет – это задача развития для младшего школьного возраста. Приемы для запоминания и воспроизведения учебного материала с помощью образной и логической памяти передаются ребенку учителем.
Например: чтобы лучше запомнить правописание словарного слова «вокруг» учитель просит детей нарисовать большую окружность, символизирующую букву «о»; в центре нарисовать елку и бродящих вокруг нее волков. Такая картина подписывается фразой: «Воют волки вокруг елки». Впоследствии у детей возникает четкая ассоциация этого образа с буквой «о».
Логические приемы запоминания и воспроизведения основаны на различных способах активной мыслительной переработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых частей, их обозначение, составление плана; поиск ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.).
Восприятие. Как и любой другой познавательный процесс, восприятие ребенка в ходе учения становится не просто произвольным, оно выступает как деятельность, т.е. появляется цель восприятия (например, услышать и понять услышанное), выделяется предмет восприятия (например, восприятие какого-либо способа действия), появляются средства восприятия (например, при первичном написании буквы «А» первоклассник должен проделать несколько действий по ее восприятию: увидеть как она пишется – зрительное восприятие; услышать правила ее написания – слуховое восприятие; потрогать эту букву на макете из бархатной бумаги – тактильное восприятие; написать ее в тетради по определенным ориентирам – зрительно-моторное восприятие). Результатом восприятия является реализация цели и освоение предмета этой деятельности.
В зоне актуального развития ребенка на начальном этапе обучения – зрительное, относительно слабо дифференцированное восприятие (именно на него в начале обучения ребенок опирается больше всего). В ходе учебной деятельности очень интенсивно развивается слуховое восприятие, которое все больше становится осмысленным и дифференцированным, т.е. чувствительным к деталям информации.
Внимание. В начале обучения внимание школьников преимущественно непроизвольное. Это приводит к тому, что учащиеся все внимание обычно обращают на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. В процессе учебной деятельности основным видом внимания становится произвольное. Время произвольной концентрации увеличивается с 7-10 минут в начале обучения до 25-35 минут к четвертому классу.
В 9-10 лет у ребенка начинает проявляться послепроизвольное внимание, которое связано с углублением деятельности. Например: то задание, которое было задано на дом сначала не вызывало у ребенка особого интереса, но по мере углубления в него, он так заинтересовывается содержанием задания, что перестает слышать работающий рядом телевизор.
Воображение. В процессе обучения воображение младших школьников активно включается в целенаправленную деятельность. Ребенок должен воссоздать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Сначала образы расплывчаты, неясны, с опорой на конкретные предметы. Затем они становятся полными, развернутыми, яркими – включают больше признаков с преобладанием существенных, развивается опора на слово. По виду воображение младших школьников воссоздающее. Но именно в процессе учебной деятельности появляются объективные предпосылки для развития творческого воображения – создания ребенком субъективно новых образов. Этому способствуют такие воды творчества, как изобразительная деятельность, музыкальное творчество, написание сочинений и т.д.
Такое бурное всестороннее развитие познавательной сферы ребенка в этот период связано с потребностями самого ребенка и с огромными возможностями учебной деятельности, с присвоением ее ребенком на протяжении младшего школьного возраста.
Если этого не происходит, то в следующий период возрастного развития – в подростковый возраст – ребенок вступает с обедненным (не достаточным) запасом психического потенциала, а иногда и с ущербным (неполноценно развитым) багажом психических новообразований.