Ожидаемые результаты обучения
Личностные:
– уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
– сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал);
вести портфолио, фиксируя
результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
– предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,
– планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
– предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
– быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
– определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
– работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений; – быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
– понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
– понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.
Метапредметные:
– работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);
– усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;
– системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
– общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
– усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
– владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
– участвовать в полемике, будучи толерантным;
– уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
– уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
– пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
– быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах.
– быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
– приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
– сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.
Предметные:(сформированность ключевых предметных УУД)
– пониматьключевые проблемы изученных произведений литературы;
– пониматьсвязи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
– читатьнаучно-популярные и художественные тексты;
– читатьвыразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;
– пересказыватьподробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста;
– формулироватьсобственное отношение к произведениям литературы;
– анализироватьхудожественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;
– выявлять художественные средства и приёмы создания образов(тропы: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту; стилистические фигуры: анафору, эпифору и др.);
– определять основные стихотворные размерыи виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, вольный стих, белый стих, свободный стих);
– писатьотзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений), сочинения по теме (не менее 200 слов), классные и домашние, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы;
– практически определять и аргументироватьпринадлежность произведения к определенному литературному направлению (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), исторической эпохе, жанру;
– исследоватьхудожественное произведение, выявляя позицию автора;
– сопоставлятьуказанное произведение с произведениями других авторов;
– характеризоватьсистему персонажей художественного произведения, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;
– уметь характеризовать темы(вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-психологические, нравственно-этические, национально-исторические, философские, религиозные и др.);
– на практике выявлятьотличия фольклора и художественной литературы.