Цель: познакомить учащихся с творчеством В.А.Осеевой.
Задачи занятия:
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое внимание;
- развивать память;
- пополнять словарный запас учащихся.
Образовательные задачи:
- учить работать с книгой;
- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;
- учить внимательно слушать чтение педагога.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение вести себя на уроке;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- воспитывать умение вести себя на улице, в транспорте;
- воспитывать умение дружить.
Оборудование занятия:книги с рассказами В.А.Осеевой «Кто хозяин», «Просто старушка», «На катке», «Девочка с куклой», «Синие листья», «Добрая хозяюшка» и другие, портрет автора, тетради, ручки, доска, мел.
Предварительная работа: разобрать с учащимися значение слова «гребень», словосочетаний «на завалинке», «золотом отливает», «за ошейник».
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Педагог
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на нашу выставку книг. Сегодня на занятии мы будем читать произведения Валентины Александровны Осеевой. (Фамилия автора записывается на доске).
Валентина Александровна Осеева родилась в далеком 1906 году. Всю свою жизнь посвятила детям – работала педагогом в детском саду. Особенно тяжело приходилось в годы Великой Отечественной войны. Многие дети остались без родителей. Они нуждались в особом внимании, любви и заботе со стороны взрослых.
Давайте прочитаем замечательную сказку Валентины Александровны «Добрая хозяюшка».
Чтение педагогом сказки.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главный герой сказки?
- Любили ли животные свою хозяйку? Как вы об этом узнали?
- Покажите, как животные разговаривали с девочкой?
- Как девочка разговаривала с животными?
- Кто вам больше всего понравился в сказке?
- В чем заключается злость девочки?
Объясните значение выражения «Умей дорожить дружбой».
Давайте прочитаем еще один рассказ В.А.Осеевой «Кто хозяин».
Чтение педагогом рассказа.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главные герои рассказа?
- Что случилось с Жуком?
- Какой спор произошел между мальчиками?
- Как оказалось, что Коля стал хозяином Жука?
- Объясните значение выражения «Друг познается в беде»?
У Валентины Александровны есть замечательное стихотворение «Загадка». Попробуйте отгадать ее.
Педагог решает с детьми занимательные задачи в стихах (автор Л.В.Алабина).
1. Стоит горка крутая,
На ней тыква большая,
А пониже тоже
Три тыквы помоложе,
А под горкою в траве
Ещё две.
Ну-ка, кто скажет сейчас,
Сколько тыкв всего у нас?
2.Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А петрушка в колпачке,
На дубовом сундучке.
Сколько всего кукол?
3.Как-то раз на берегу
Гуси ели лебеду.
Десять белых, серых три
Сколько всех гусей? Скажи!
4.Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да еще из печки нужно вынимать.
Если можешь, помоги –
Сосчитай-ка пироги!
5.В шкафу на полке пять книг.
Я прочитала две из них.
Осталось сколько книг читать?
Вы это можете узнать?
6.Возле норки семь ежат
Днём на солнышке лежать.
Двое убежали спать
И ежат осталось… (пять).
Педагог
У Валентины Александровны Осеевой есть короткий рассказ «Просто старушка». Послушайте его.
Чтение педагогом рассказа.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главные герои рассказа?
- Как помог мальчик старушке?
- Почему девочка решила, что старушка родственница мальчика?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
Есть у Валентины Александровны еще один замечательный рассказ «Девочка с куклой».
Чтение педагогом рассказа.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главный герой рассказа?
- Что с ним произошло?
- Как получилось, что он уступил место девочке с куклой?
- Как на его поступок отреагировали взрослые?
- Как вы ведете себя в транспорте?
Произведения какого автора мы сегодня читали? Кто главные герои рассказов и сказок В.А.Осеевой? Чему учат нас произведения В.А.Осеевой?
Домашнее задание:
- прочтите рассказ В.А.Осеевой «Синие листья». Обсудите его в классе;
- прочтите рассказ В.А.Осеевой «На катке». Обсудите его вместе в классе;
-спросите у родителей, знакомы ли им произведения В.А.Осеевой. Какие? Прочтите их вместе со взрослыми.
На последнем занятии месяца (1 час) учащиеся рассказывают о книгах, которые им наиболее понравились (автор, название, главные герои, краткий пересказ, впечатления от произведения). В конце занятия педагог вместе с библиотекарем знакомила учащихся с книгами, которые можно читать летом.
План коррекционно-развивающих занятий