Истории, рассказанные родителями

При подготовке просили некоторых родителей рассказать о своем опыте исправления недостатков в поведении их детишек и о приемах, которые помогли им в борьбе с непослушанием. Вот что они нам рассказали.

Лен, мама Мэй-мэй (18 месяцев):

Мэй-Мэй иногда дергает меня за волосы или кусается, когда мы с ней играем. Я просто ухожу от нее. Я забираю у нее самого дорогого для нее человека - МАМУ. По-моему, это очень действенный способ.

Сара, мама Джозефа (3 года):

У нас были такие сложности: каждый раз, когда кто-то из нас разговаривал по телефону, Джозеф начинал кричать что есть сил. На это было просто невозможно не обращать внимания - ведь совершенно ничего не было слышно! Я пробовала давать ему особую игрушку, когда мне нужно было поговорить по телефону, и какое-то время это помогало, но затем крики начинались снова. В конце концов, я решила запирать его в другой комнате. Это оказалось негодной мерой, потому что он начинал кричать еще сильнее, да так, что его мог слышать человек на другом конце провода. Чтобы научить его не делать этого, я стала довольно часто притворяться, что звоню кому-нибудь (тогда, когда, в действительности, телефон никому не был нужен). По прошествии трех дней крики прекратились! Я думаю, что определенную роль сыграло и то, что время от времени я прерывала разговор и говорила Джозефу, что он хорошо себя ведет, а сейчас мне даже это не нужно делать.

Стюарт, отец Натана (2,5 года):

Самым трудным для меня было то, что, когда мы ездили на машине, сын ревел, не переставая. Ему не нравилось его сиденье, а ездить нам приходилось далеко. Один друг предложил мне метод, которым я попробовал воспользоваться. Когда ребенок начинал реветь, я останавливал машину, выходил из нее, садился на капот и ждал, когда он успокоится. Когда шел дождь, это было ужасно! Я не думаю, что это помогло бы, если бы в машине были другие дети, но в нашем случае раза через четыре справиться удалось. Кроме того, я разговаривал с ним, когда он был спокоен, но когда он ревел, я не говорил ему ни слова и не смотрел на него.

Натали, мама Питера (2 года):

Где-то год назад у Питера появилась привычка раскачиваться. Это началось не сразу, но когда мы хватились, он уже раскачивался из стороны в сторону все время. Он делал это и в кроватке, чтобы заснуть. Питер не трогал ни свои игрушки, ни что-нибудь еще. Нам сказали, что у него самостимулирующий тип поведения, и это может перерасти в серьезную проблему. В основном, мы просто отвлекали его от этого - всегда старались найти какое-нибудь занятие, в которое его можно было вовлечь. Какое-то время все это меня очень расстраивало, и несколько раз я на него накричала, но это не помогло. Понадобилось время, чтобы справиться с этим - он иногда раскачивается во сне, - но мы стараемся показывать ему, как можно играть и теперь ему это очень интересно.

Мэт, папа Карины (4 года):

Пэм (моя жена) сумела научить Карину нежно обращаться с малышкой-сестрой. Но до этого все было ужасно. Мы не могли оставить их одних в комнате. Я думаю, что Карина ревновала, потому что до рождения второго ребенка мама всегда была только с ней. Каждый раз, когда что-нибудь случалось, Пэм брала Кейт на руки и поворачивала ее спиной к Карине. Кроме того, она стала просить Карину помочь ей - вытереть Кэйт лицо и т.п. И когда Карина нежно обращалась с малышкой, мама становилась ласковой и обнимала ее. Какое-то время Карина выплескивала всю свою злость на куклу, но теперь она просто обожает их обеих! Считает только, что кукла умнее Кейт!

------------------------------------------------------------

Таблица 6.3

Десять принципов проведения в жизнь программы исправления поведения ребенка

В эту таблицу мы сведем уже рассмотренные положения, касающиеся проблемы исправления поведения ребенка.

1. Помните свои задачи.

2. Убедитесь в том, что их знают все, кто вместе с вами участвует в осуществлении программы.

3. Решите для себя, как вы будете реагировать на нежелательное поведение малыша.

4. Реагируйте на провинность немедленно.

5. Будьте постоянны.

6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может ухудшиться, прежде чем стать лучше.

7. Поощряйте хорошее поведение малыша.

8. Формируйте у ребенка позитивные навыки, которые он мог бы применить вместо того, чтобы дурно вести себя.

9. Привлекайте к вашей программе исправления поведения ребенка всех заинтересованных в этом людей.

10. Ведите запись результатов.

Навыки общения

Содержание

Глава 1. Общение

Что такое язык общения и как научить ему ребенка

Сумеет ли мой ребенок научиться говорить?

Как прививают детям навыки общения в Центре Маккуэри?

Прежде чем начать

Чему учить

Если ребенок еще не говорит

Если ребенок уже умеет говорить

Основные правила проведения речевых занятий

Как учить

Вехи нормального довербального и начального вербального развития

Если ребенок нуждается в помощи специалиста

Заключение

Глава 2. Развитие навыков общения в довербальный период

Как научить ребенка играть

Как учить малыша соблюдать очередность

Как учить ребенка умению соблюдать очередность

Умение подражать

Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

Как учить ребенка пользоваться навыками общения

СПОСОБНОСТЬ ТРЕБОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

СПОСОБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В УСЛУГАХ

ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТОВ

ОТКАЗ ОТ УСЛУГ

ВЫРАЖЕНИЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СЛОВАМИ СОБЕСЕДНИКА

УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ

Заключение

Глава 3. Речевое развитие

Как оценить уровень речевого развития ребенка

Образец речи

Умение участвовать в разговоре

Как анализировать высказывания малыша

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами.

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов.

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов

Выбор грамматических задач

Несколько вопросов и ответов на тему "Чему учить".

Как помогать ребенку осваивать разговорные навыки

Как организовать занятия

Выбор материалов

Как учить ребенка участвовать в разговоре

Если ребенок редко поддерживает разговор

Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере.

Обучение словам и фразам

Продвижение вперед

Заключение

Глава 1. Общение

Одна из главных человеческих потребностей - потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему - понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.

В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие "общение", отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми - совсем крошками и постарше.

В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться.

Наши рекомендации