Тема 6. Сущность процесса социализации

Лабораторная работа № 3. Социализированность личности

Цель работы –Изучение социализированности детей разного возраста.

Содержание работы.1. Выбрать возраст детей, чью социализированность будете изучать (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский).

2. Опираясь на изученную литературу, определить критерии, выявить показатели, описать уровни (высокий, низкий, отклонение от нормы) социализированности для соответствующего возраста.

3. Составить диагностическую карту определения уровня социализации для детей соответствующего возраста.

4. Выбрать группу детей соответствующего возраста (5-7 человек), изучить их в соответствии с критериями. Для изучения можно воспользоваться диагностическими методиками из лабораторной работы № 1, а также методикой диагностики социализированности учащихся (М.И. Рожков).

5. Заполнить диагностическую карту определения уровня социализации для детей соответствующего возраста.

Результат лабораторной работы –диагностическая карта уровня социализированности детей соответствующего возраста.

Приложение.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ*

Цель:выявить уровень социальной адаптированности, актив­ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суж­дения ставится оценка.

Обработка результатов. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономно­сти высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедея­тельности (нравственности) - с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно конста­тировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный уча­щийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Литература

основная:3, 5;

дополнительная: 4, 23, 28, 65.

Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики

Тема 7. Факторы социализации

Лабораторная работа № 4. Социально-педагогические ресурсы городского поселения

Цель работы –Изучение социально-педагогических ресурсов микрорайона, их влияния на социализацию подрастающего поколения.

Содержание работы.

1. Группе студентов выбрать один из районов города. Разделиться на микрогруппы, каждая из которых будет выполнять одно из следующих заданий.

2. Выявить находящиеся на территории района объекты здравоохранения, образования, культуры, торговли, общественного питания, промышленности, нанести их на карту.

3. Определить среднюю плотность населения микрорайона, возрастной состав. Для выполнения данного задания использовать соответствующие статистические материалы, для чего обратиться в краеведческий отдел областной библиотеки или Администрацию района.

4. Проанализировать обеспеченность данного микрорайона учреждениями образования, возможность удовлетворения молодежью потребности в образовании, в том числе профессиональном.

5. Проанализировать обеспеченность данного микрорайона учреждениями культуры, возможность удовлетворения детьми, молодежью и семьями с детьми культурных потребностей, а также потребностей в отдыхе, развлечениях. Оценить рациональность размещения учреждений культуры. Выявить городские участки, относительно обособленные от культурной жизни.

6. При выполнении заданий 2-5 обратить внимание на наличие на территории исследуемого микрорайона очагов «антикультуры» (скопление асоциальных подростковых и молодежных групп, бомжей; места распития спиртных напитков, нарушений общественного порядка). Проанализировать степень негативного влияния таких «очагов» на социализацию подрастающего поколения.

7. Подготовиться к выступлению на занятии с оценкой социально-педагогических ресурсов микрорайона, их влияния на социализацию подрастающего поколения.

Результат лабораторной работы – отчет о проделанной работе с приложением карты микрорайона.

Литература

основная:3, 5.

Наши рекомендации