Характеристика психологических особенностей студента.
Направленность личности: общий кругозор и эрудиция. Глубина и широта интересов, способность к их реализации. Мировоззренческие аспекты личности студента (система ценностей, стремления, жизненные убеждения). Самооценка, уровень притязаний (заниженный, завышенный, адекватный). Уровень субъективного контроля личности (экстернальный, интервальный).
Особенности познавательных процессов: внимание (переключаемость, устойчивость, распределение, концентрация, объем); память (особенности запоминания, точность воспроизведения, соотношения процессов запоминания и забывания), превалирующий тип и вид памяти; мышление (качество ума - самостоятельность, способность выделять главное, широта, глубина, гибкость, критичность); превалирующий вид мышления – теоретический или практический); речь (богатство словарного запаса, умение точно выражать свои мысли).
"АКТИВНОСТЬ"
"ТВОРЧЕСКАЯ" "КАРЬЕРНАЯ" "З
Образовательная образовательная А
"С среда среда В
В И
О С
Б И
О М
Д О
А" "БЕЗМЯТЕЖНАЯ" "ДОГМАТИЧЕСКАЯ" С
Образовательная образовательная Т
среда среда Ь"
"ПАССИВНОСТЬ"
Рис. 1. Система координат для векторного моделирования образовательной среды
Активность
Творческая среда Карьерная среда
свободной активности 3 зависимой активности
Типичная творческая Типичная карьерная
среда 2 среда
Творческая среда Карьерная среда
активной свободы 1 активной зависимости
Свобода Зависимость
-3 -2 -1 1 2 3
Безмятежная среда Догматическая среда
пассивной свободы -1 пассивной зависимости
Типичная безмятежная Типичная догматическая
среда -2 среда
Безмятежная среда Догматическая среда
свободной пассивности -3 зависимой пассивности
Пассивность
Рис. 2. Полный спектр возможностей векторных моделей образовательной среды
Особенности эмоционально-волевой сферы личности: выразительность эмоциональных переживаний (экспресивность); особенности реакции на встречающиеся жизненные трудности; преобладающее настроение; сформированность волевых качеств личности (решительность, настойчивость, инициативность, самообладание).
Индивидуально-психологические особенности личности: предположительный тип высшей нервной деятельности; темперамент, характер (особенности его проявления в учебной и других видах деятельности); степень личностной зрелости студента; склонности и способности, их связь с профессиональными интересами.
3. Позиция студента в студенческой группе. Отношение студента к группе: положение в группе (авторитет среди членов группы), социометрический статус; значимость групповых норм и ценностей для студента.