Оценка эффективности программы
Для оценки уровня освоения программы отдельными ее участниками используются следующие методы и формы.
· Метод педагогического наблюдения
· Метод анкетирования
· Метод тестирования
· Метод анализа
· Открытые мероприятия разного уровня (конкурсы, игровые программы, в том числе деловые игры)
· Творческие отчеты.
Формы подведения итогов.
1. Диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности развития личности и коллектива в целом.
- «Диагностика личностного роста школьников» (Степанов П.В.).
- Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (Лутошкин А.Н.)
2. Игровые зачеты в школе актива, Сборы, Советы, Сбор в конце года.
3. Анализ учета степени активности детских общественных объединений в мероприятиях, проектах, КТД, акциях, конкурсах различного уровня.
4. Анализ деятельности детских общественных объединений района.
Ожидаемые результаты.
· Привлечение внимания общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения.
· Удовлетворение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности.
· Формирование группы лидеров – организаторов, способных приобрести опыт общения, получить и передать знания и практические навыки организации различных дел, мероприятий.
· Формирование социально – активной личности, ориентированной на лидерскую позицию, общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность.
· Повышения уровня культуры во взаимоотношениях детей.
· Развитие положительной мотивации к творческой деятельности и активности в решении практических задач.
· Обобщение интересного опыта в деятельности детских объединений.
· Активизация работы детских первичных объединений, входящих в состав деятельность районной союз детской организации «Алые паруса»
· 2. Учебно-тематический план образовательного направления.
«Лидерское мастерство»
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теорети ческие (час) | Практи ческие (час) | |||
1. | Познание самого себя. Тесты: «Знаю ли я себя», «Интересен ли в общении», «Мой характер». Опросник Айзенка. Практика. Иры на знакомство «Будем знакомы» - «Снежный ком» и другие Деловые игры для стимулирования самопознания в детском объединении. | |||
2. | «Кто такой лидер?». Модель лидера – основные качества, определяющие лидера. Практика. Тест «Лидер ли я?». Игра «Рисуем лидера». | |||
3. | Теория лидерства. Типы и качества делового лидера. Стили работы лидера. Завоевание авторитета. Практика. Анкетирование, игры с целью выявления лидерских качеств. «Фигуры», «Карабас – Барабас», «Пальчики», «Построимся по росту» и другие. | |||
4. | Личность и коллектив. Умение лидера работать с группой. Стили работы с группой. Уровни развития группы. Стадии развития группы (по А.Н. Лутошкину). Практика. Упражнения на сплочение коллектива. Игры на взаимодействие в группе: «Тропа доверия», «Счет до 10», «Веревочный курс» и другие. | |||
5. | Практические советы лидеру по улучшению лидерских качеств. Узелки на память», «Как говорить», «Как слушать», «Как провести беседу», «Как научиться снимать стресс» и другие. Практика. «Чемодан лидера». Тренинги, ролевые упражнения, направленные на развитие лидерских качеств. | |||
6. | Основы организаторской деятельности. Правила организаторской работы. Слагаемые организаторской работы. Практика. Обучающая деловая игра «Организаторское лото». | |||
7. | Основы организационной работы. Семь основных элементов организационной работы. Организаторские способности. Практика. Деловая игра «Проектируем творческое дело». | |||
8. | Успех лидера. Анализ проделанной работы. Метод анализа «5 пальцев». Анализ деятельности районной организации за учебный год. Методики результатов развития личности и сформированности коллектива (районного актива). Практика Игра по станциям – зачет работы «Лидерское мастерство». | |||
Итого: |
«Школа активного гражданина» - учеба районного актива.
Учебно-тематический план 2015-2016 года обучения.
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теорети ческие (час) | Практи ческие (час) | |||
1. | Планирование работы районной организации. Формы планирования. Сбор предложений в план работы «Я хочу предложить…» Практика. Сбор - старт «Защита предложений в план». | |||
2. | История детского общественного движения. «Союз пионерских организаций» Кайбицкого района Практика. Визитная карточка моего детского объединения. | |||
3. | Конвенция ООН о правах ребенка. Практикум. Деловая игра «Каждый правый имеет право». | |||
4. | Государственная символика. Символы России. Геральдика. Символы общественных объединений. Практика. Просмотр видеофильма «Государственная символика России». Выставка «Эмблема общественного объединения». | |||
5. | Методика организации и проведения коллективного творческого дела. Практика. Организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД. | |||
6. | Работа детского объединения с младшими школьниками. Практика. «Игра собирает друзей». Разучивание игр. | |||
7. | Методика проведения сбора в детском общественном объединении. Правила проведения совета в объединении. Анкетирование для проведения отчетного сбора. Анализ проведения сбора. Практика. Анализ деятельности районной организации за учебный год. Методики результатов развития личности и сформированности коллектива (районного актива). | |||
8. | Организация досуга в летнем лагере. Практика.Игра по станциям – зачет работы «Школы активного гражданина». | |||
Итого: |
Содержание программы.
Содержание программы предусматривает следующие направления деятельности: милосердие, экологическое, досуговое, лидерское.
Милосердие «Зов беспокойного сердца».
В настоящее время мы переживаем, сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Человеческая доброта, милосердие, чуткость, доброжелательность, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Направление определяет социально-значимые объекты деятельности Организации и детских объединений, продолжая лучшие отечественные традиции благотворительности, тимуровского движения – традиции заботы о человеке и направлена на создание условий для передачи опыта поколений и использования этого опыта в деятельности организации, воспитание нравственных черт личности: доброты, милосердия, чуткости, великодушия, отзывчивости, щедрости, взаимовыручки, взаимопонимания, желания помогать, делать добрые дела, развитие детской инициативы по оказанию моральной и материальной помощи нуждающимся, поддержку и поощерение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о них.
Формы работы:
· Работа на объектах тимуровского действия
· Тимуровские десанты
· Акции
· Праздничные концерты
· Встреча с интересными людьми
· Социальное проектирование
· Совместное проведение различных конкурсов и праздников.
Экологическое направление «Мир, в котором мы живем».
По экологическому направлению цель педагога – формирование у ребенка эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Ведущая идея – осознание подростком неразрывной связи человека и природы, формирование представлений о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
Необходимо научить подрастающее поколение охранять и улучшать окружающую среду, дать детям правильное представление о природе, о ее неповторимости, научить заботиться о животных и растениях. В рамках программы проводится работа по формированию экологической культуры детей и подростков.
Направление определяетформирование у детей эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Ведущая идея – осознание ребенком неразрывной связи человека и природы, формирование представлений о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Необходимо проявлять заботу о животных и растениях. В рамках данного направления проводится работа по формированию экологической культуры детей и подростков.
Формы работы:
· Экологические экскурсии на природу, экологические разведки с целью сбора и анализа экологической информации
· Экологические акции, рейды, операции
· Социальное проектирование
· Экологические праздники, познавательные викторины, конкурсы, беседы
· Пропагандистская работа по охране природы
· Выставки творческих работ.
Досуговое направление «Мир творчества и детства».
Досуг ребенка – мост в большой мир, которое обеспечивает дополнительное образование и развитие. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и как деятеля в процессе освоения любимого дела, самовыражения в условиях относительной независимости и стремлении к получению удовольствий. В развитии личности ребенка досуговое (свободное) время имеет самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры во всех видах практической, творческой деятельности.
Грамотно организованный отдых детей – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости. Досуг – школа поддержки любого ребенка, а тем более слабого «трудного», так как дает ему возможность реализоваться. Под досуговой деятельностью можно понимать любую деятельность, а не только забавы, игры, потехи. Постепенно на место обычным детским развлечениям приходит увлечение более продуктивной деятельностью, которую объективно следует считать досуговой.
Формы и содержание досуговой деятельности выбирается детьми добровольно и строится на принципах самоуправления, дети стараются сами стать организаторами своего досуга. Важное место в досуговой деятельности занимает игра. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально.
Данное направление направлено на интересное, содержательное проведение свободного времени, на развитие творческого потенциала детей, поддержку их творческой активности и вовлечение в разнообразную деятельность, развивающую личность.
Формы работы:
· Календарные праздники
· Развлекательно – познавательные игровые программы
· Вечера общения, отдыха
· Встречи с интересными людьми
· Познавательные экскурсии, посещение музеев, театров
· Выставки творческих работ
· Творческие мастерские, мастер - классы
· Тематические дни (День игры, День песни, День рождение районной организации и другие).
Лидерское направление «Движение навстречу детству».
Современное общество нуждается в социально активных грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, лидерах.
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и в дальнейшем развивается как качество личности, проявление которого является средством самовыражения и самоопределения личности. У многих ребят есть задатки лидера, но не у каждого возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Задача взрослого как раз заключается в том, чтобы создать такие педагогические условия, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию и самореализации.
Именно организованный целенаправленный процесс дает возможность воспитать лидера. Поэтому взрослому очень важно уметь выявить лидера в группе и создать условия для развития лидерства в детском объединении, организации.
Кто же он, лидер сегодняшних дней? Лидер – ведущий человек, который пользуется авторитетом среди товарищей и способен повести за собой, пробудить интерес к делу, которым заинтересован сам. Он активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. От него во многом зависит настроение, он способен «зажечь» окружающих.
Данное направление направлено на формирование у детей навыков общения, умения понимать и учитывать интересы других людей, владение основами управления и самоуправления.
Формы работы:
· Организация учебы лидеров основам организаторского мастерства через занятия «Лидерское мастерство»
· Районные сборы актива Организации
· Районная конференция детских объединений
· Конкурсы, праздники
· Социальное проектирование
· Коллективно-творческие дела
· Тестирование, анкетирование, игровые методики, деловые игры на выявление лидеров, развитие лидерских качеств и способностей, умение работать в группе.
План реализации программы.
План реализации программы на 2015 – 2016 учебный год.
Направление «Милосердие» - «Зов беспокойного сердца». | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
1. | Проект «Под крышей дома моего» | Февраль | Педагог-организатор ДДТ Ст. вожатыеОУ | |
2. | Акция «Дети - детям» (сбор вещей и игрушек для детей из малообеспеченных семей) | Ноябрь | Ст. вожатые ОУ Актив ОУ | |
3. | Проект «Прояви инициативу – сотвори добро» | Март | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
4. | Проект «Память сердца» | Май | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
5. | Эстафета памяти | Май | Педагог-организатор ДДТ Ст. вожатые ОУ | |
Экологическое направление «Дом, в котором мы живем». | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
1. | Проект «Сердце – природе» | Апрель | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
2. | Проект «Поиск нарушителей природы» | Апрель | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
3. | Конкурс плакатов «Жертва экологии» | Март | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
4. | Фотоконкурс «Изюминки города моего детства» | Май | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
Досуговое направление «Мир творчества и детства». | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
1. | Создание копилки игр «Мир игры – игра без границ» | Декабрь | Ст. вожатые ОУ Актив ОУ | |
2. | Фестиваль детского творчества «Ритмы детства» | Май | Ст. вожатые ОУ Актив ОУ | |
3. | Конкурс творческих работ «Искусство вокруг нас» | Март | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
4. | Праздник «Мир доброго детства», посвященный дню рождения районной организации «Млечный путь» | Май | Педагог-организатор ДДТ Районный актив | |
Лидерское направление «Движение навстречу детству». | ||||
1. | КТД «Страна Пионерии» q Беседа «Дорогами пионерского марша» q Встречи с ветеранами пионерского марша «Вечер горячих сердец» q Создание музея детского движения | Октябрь - декабрь | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ Актив ОУ | |
2. | Выставка «Эмблема общественного объединения» | Январь | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
3. | Конкурс творческих работ «Объединение моей мечты» | Ноябрь | Педагог-организатор ДДТ Районный актив Ст. вожатые ОУ | |
4. | Конкурс «Вожатый года – 2009» | Февраль | Методист ДДТ Ст.вожатые ОУ | |
5. | Проект «Вместе в доброе будущее» - работа с малышами по детскому движению | В течение года | Ст. вожатые ОУ Актив ОУ | |
6. | «Лидерское мастерство» - учеба районного актива | В течение года | Педагог-организатор ДДТ Районный актив | |
7. | Конкурс на лучшее объединение года «Нам есть чем отличиться» | Май | Педагог-организатор ДДТ Районный актив |
5. Список литературы:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)
2. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» (в ред. от 7.08.2000г. № 122-ФЗ)
3. Закон Российской Федерации от 14.04.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
4. Федеральный закон РФ от 26.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
5. Письмо Министерства образования РФ от 11.02.2000г. №101/28-16 «О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях».
6. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 «О реализации решения коллегии от 29.05.2001г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных организаций».
7. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001г. №1756-Р (п.2).
8. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
9. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада–фарм», 2002.-64 с.: 58 илл
10. Арт-Профи Форум (ярмарка-выставка социальных проектов).-.Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.-104с.
11. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций/Изд. 2-ое перераб. и доп. – Москва, 1996.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ«Сфера»,2000. – 128.
13. Волохов А.В., Ершова Л.В. и др. Фантазия + Творчество = Каникулы. (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). Комитет РФ по делам молодежи, Научно-практический центр СПО – ФДО.- М., 1994. – 192 с.
14. Закаблуковский Б.Г. Объединения младших школьников: теория и методика: Учеб. – Метод. Пособие/ Бел. Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», М-во образованияРесп. Беларусь. Акад. Последиплом. Образования. – Минск, 2000. – 224с.
15. Диханова Л.Г. Социальный педагог – руководитель детского общественного объединения: Учеб.- Метод. Пособие. – Екатеринбург: СОЦМП. Уралмедиздат, 1998. – 84 с., ил.
16. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.
17. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя -воспитателя.-М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.-с.300.
18. Мирас-2003. Программа профильной смены актива Союза наследников Татарстана. – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 64 с.
19. Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Имею право: Сборник игр и задач для
20. тебя и твоих друзей – М.: СПО – ФДО, Правительственный фонд
21. Великобритании «Ноу-хау», Центр развития воспитательных систем,
22. 2004. - 82с.
23. Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Ребенок и право: Информационно – методический альманах по правам ребенка – М.: Центр развития воспитательных систем, 2004.-82с.
24. «Наставник – юниор». Программа подготовки отрядных вожатых для учреждений дополнительного учреждения. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.-72с.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.1:Общие основы. Процесс обучения.-576с.: ил.
26. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.
27. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
28. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн, 2002 г
Паспорт программы.
1. | Муниципальный район | Кайбицкий район | ||||
2. | Название районного союза (ассоциации) ДОО и ШУС | «Алые паруса» | ||||
3. | Дата создания | |||||
4. | Численность (на 15.09.2015г.) | |||||
5. | Основные направления деятельности | Мир, труд, забота, гармония, специальности | ||||
6. | Перечень реализуемых программ и проектов | 1)Поисково-исследовательская группа по изучению жизни воина – интернационалиста выпускника Федоровской школы Ковалёва Дмитрия Ивановича. 2)Акция «День посадки леса». 3)Акция «Визит внимания к Ветерану». 4)Акция «От сердца к сердцу» (изготовление рукодельных подарков воспитанникам из Нурлатского детского дома). 5) «Мы – наследники Великой Победы!», встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла. 6)Акция «Скворечник». | ||||
7. | Успехи и достижения союза (ассоциации) ДОО и ШУС | - | ||||
8. | ФИО (полностью) руководителя районного союза (ассоциации) ДОО и ШУС | Куратор Зиннатуллина Лилия Мустакимовна. | ||||
9. | Номер телефона (рабочий, сотовый) | 8-843-70-2-11-87 | ||||
10. | Название районного совета ДОО и ШУС | РСДО «Алые паруса» | ||||
11. | Количество членов совета | |||||
12. | Структура совета |
| ||||
13. | Председатель совета: ФИ, школа, класс, какую организацию представляет в совете | ВалиуллинаИнзиляИлдаровнаБольшекайбицкаяСОШ дружина «Олимп» | ||||
14. | Члены совета: ФИ, школа, класс, какую организацию представляют в совете | ГибадуллинаАделя (ученица Берлибашской ООШ 8 кл.Председатель дружина «Единство») – в совете РСДО “Алые паруса” помощник председателя РСДО СНТ. Фахреева Алина (ученица Федоровской СОШ 8 кл.Председатель дружина «Школьный корабль») – в совете РСДО “Алые паруса” председатель комитета по связям с общественностью. Охотникова Лаура (ученица Маломиминской ООШ 8 кл. Председатель дружина «Пульс» ) – в совете РСДО “Алые паруса”председатель комитета по охране окружающей среды. Каримова Исламия(ученица Большерусаковской СОШ 8 кл. Председатель дружина «Бөркеткәй» ) – в совете РСДО “Алые паруса” председатель комитета по пропаганде ЗОЖ. Сундурова Александра (ученица Ульянковской ООШ8 кл.Председатель дружина «Голубые паруса») – в совете РСДО “Алые паруса” председатель комитета по волонтерскому и тимуровскому движению. Огурцова Анна (Ученица Подберезинской СОШ 8 кл.Председатель дружина «Алые паруса») – в совете РСДО “Алые паруса” председатель комитета по защите прав ребенка. Тараканова Марина (ученица Чутеевской СОШ 10кл.Председатель дружина «Дуслык») – в совете РСДО “Алые паруса” председатель комитета культуры. | ||||
15. | е-mail (для получения конкурсных заданий) | [email protected] | ||||
16. | Дополнительная информация |