Оценка эффективности реализации Программы

Комплексная программа адаптации студентов нового набора на 2007-2012гг.

Составители: Баратова О.В.,

Михайлова О.Г.

Можга, 2007

Содержание

1. Пояснительная записка . . . . . . . . 3

2. Структура Программы. . . . . . . . . 5

3. Содержание Программы . . . . . . . . 8

4. Оценка результативности реализации Программы. . . . . 15

Пояснительная записка

Сегодня, когда Россия ставит перед собой задачи достижения высокого уровня социально-экономического развития, определяющим фактором является способность специалиста быстро адаптироваться к условиям конкуренции в профессиональной деятельности. При этом главными качествами личности становятся самоорганизованность, предприимчивость, коммуникабельность. Подростки, приходящие в колледж, зачастую испытывают трудности в установлении контактов с окружающими людьми и в новой обстановке, организации своей учебной деятельности, осознании развития в себе деловых качеств. Возникает проблема будущей успешной учебной, а затем и профессиональной деятельности студента. Эти вопросы необходимо начинать решать сразу же с момента поступления абитуриента в колледж. Успешность их решения будет зависеть от слаженности действий всего педагогического коллектива.

В целях успешной адаптации студентов нового набора в колледже разработана и осуществляется Программа адаптации, которая определяет задачи, средства, методы и формы деятельности педколлектива.

В работе по адаптации студентов задействованы все подразделения колледжа, в том числе и сам студент. При этом студент понимается как личность, как природный, уникальный, имеющий потребности и способности саморазвивающийся организм. Также субъектно-объектной основой являются преподаватель, классный руководитель, администратор, воспитатель, которые понимаются как помощники, наставники, личности, организаторы студенческого коллектива, умеющие мотивировать и формировать общественные отношения в группе, способствующие развитию способностей студента. Вспомогательный обслуживающий персонал – библиотекарь, медицинский работник и т.д., который понимает и принимает для себя задачи образовательной сферы, способствует их решению в рамках своих полномочий. Родитель понимает, любит, помогает, заботится, поддерживает постоянные контакты с учебным заведением, интересуется успехами своего ребенка. Между всеми звеньями учебно-воспитательной сферы, участвующими в процессе адаптации, установлены четкие функциональные взаимоотношения, предусматривающие в свою очередь средства, способы и сроки выполнения действий. В целом функцию педколлектива можно охарактеризовать так: создание развивающего пространства для всего студенческого коллектива и каждого студента в отдельности с целью непрерывного развития потребностей, способностей, сознания, что позволит успешно адаптироваться в новой ситуации.

С момента поступления в колледж, студенты встречаются с более сложным учебным планом, новой системой организации теоретического и практического обучения, остаются без прямой опеки родителей. В этой обстановке им необходима поддержка преподавателей, администрации, общественных структур и студентов старших курсов. Возникает необходимость в разработке системы последовательной и целенаправленной деятельности подразделений воспитательной сферы колледжа по адаптации студентов нового набора.

Программа, ориентированная на студентов нового набора определяет основные задачи адаптации студентов и основные компоненты, позволяющие достичь положительных результатов адаптации и успешное включение студентов в учебную и впоследствии профессиональную деятельность. При этом учитывается и используется опыт и достижения воспитательной работы по адаптации студентов нового набора за предыдущие годы, современные требования к организации профессиональной деятельности и уровню знаний и умений студентов, тенденции развития образования и всего общества.

Реализация данной Программы обеспечивает наиболее полное и эффективное приспособление студентов к условиям колледжа, а также формирование у них новой системы жизнедеятельности, развитие научных, организаторских и коммуникативных способностей.

Структура Программы

Базовые теоретико-методологические идеи Программы:

· Системный, личностно-деятельностный подход;

· Интеграция в компонентах педагогического процесса;

· Вариативность и персонификация в организации педагогических проектов (разнообразие форм, содержания работы).

Ведущие принципы Программы:

· Гуманизма – взаимодействия субъектов деятельности;

· Индивидуализации – учет уровня развития способностей студентов, формирование на этой основе индивидуальных планов воспитания и развития студентов;

· Дифференциации – предполагает создание целостной адаптационно-обучающей, воспитательной и социально-психологической системы.

Цель: создать условия для:

1) приспособления студентов групп нового набора;

2) обеспечения оптимизации естественного протекания адаптации и получения положительных результатов.

Задачи: создать условия для:

- приспособления к новому социальному окружению, условиям учебы, жизни и особенностям будущей профессии;

- формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;

- приспособление к общей специфике колледжа;

- приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы;

- ликвидация пробелов в знаниях студентов;

- определения готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа;

- оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности;

- обеспечения механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников;

- сохранения приемственности между различными уровнями образования;

- создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Субъекты (участники Программы): преподаватели, классные руководители, воспитатели, педагог дополнительного образования, библиотекарь, заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководитель по физическому воспитанию, фельдшер, студенты-первокурсники, студенты старших групп, педагог-психолог, руководитель музея.

Факторы, влияющие на адаптацию студентов:

1) социально-демографические: пол, возраст, образование, социальное положение;

2) социально-психологические: уровень притязаний, готовность студентов, быстрота ориентации в новой социальной среде, самоконтроль, умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя;

3) социологические: заинтересованность в качестве обучения и воспитания, наличие установки на повышение уровня образования;

4) общая образованность: уровень (степень) интеллектуального развития, готовность к саморазвитию, гибкое мышление, умение логично мыслить, анализировать;

5) психологические особенности: умение взаимодействовать с другими людьми, приспособляемость, уверенность в себе;

6) система ценностных ориентаций: социальная значимость, престиж будущей профессии, возможность самосовершенствования и самоутверждения;

7) организация учебно-воспитательного процесса: формирование конкретных знаний, умений и коммуникативных навыков.

Деятельность по адаптации:

1. Разработка и реализация адаптационной Программы.

2. Организация деятельности участников по реализации программы адаптационного периода, проведению ключевых мероприятий.

3. Выбор диагностических методик изучения студентов-первокурсников.

4. Разработка графика посещения руководителями колледжа и председателями цикловых методических комиссий учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью оценки результативности проведения адаптационного периода.

Содержание Программы:

I блок «Социально-психологический».

II блок «Адаптационно-обучающий».

III блок «Адаптационно-воспитательный».

IV блок «Адаптационно-оздоровительный».

Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика адаптации первокурсников:

1.1. безболезненное и естественное протекание адаптации студентов;

1.2. закрепление студентов-первокурсников в колледже;

1.3. сокращение отсева студентов-новичков.

2. Более активное использование возможностей всех структур образовательного учреждения.

3. Повышение социальной активности студентов:

3.1. рост числа студентов, вовлеченных в кружки, секции, а также принимающих активное участие в общеколледжских и групповых мероприятиях;

3.2. увеличение числа студентов, добившихся значительных успехов в других видах деятельности.

4. Активизация мотивации на обучение и получение профессии ветеринарного фельдшера.

Содержание Программы

Эффективной организации работы по адаптации студентов групп нового набора способствует скоординированный план деятельности всех структурных подразделений Можгинского ветеринарного колледжа ,включающий следующие блоки:

№ п/п I блок «Социально-психологический» Ответственный
Знакомство с психолого-медицинскими особенностями студентов нового набора через личные дела, данные вступительных экзаменов, итоги медицинского осмотра   Психолог, классные руководители групп нового набора, преподаватели, фельдшер
Проведение заседаний методобъединения классных руководителей по психологическому напрвлению: Семинар «Техника безопасности при нахождении адекватных способов педагогической поддержки стремления студентов выйти из проблем»; «Возрастные особенности становления личности»; «Организация самоуправления в группе»; Семинар-тренинг «Молодежные конфликты»   Руководитель методобъединения классных руководителей, психолог, классные руководители
Психологическое обследование студентов, изучение индивидуальных особенностей: а)Индивидуальная психологическая диагностика по запросам студентов, классных руководителей, воспитателей общежитий б)Диагностика уровня адаптации студентов групп нового набора в)Групповое психологическое обследование по запросу классных руководителей, администрации, воспитателей общежитий   Психолог  
Психопрофилактическая работа: организация работы комиссии по профилактике правонарушений, проведение индивидуальных психопрофилактических бесед   Зам. директора по воспитательной работе, психолог  
Психокоррекционная работа личностных особенностей, поведения студентов, попавших в конфликтную ситуацию Психолог
Психологическое консультирование: а)Индивидуальное консультирование студентов б)Консультирование педагогов по результатам диагностических процедур, профессиональным вопросам Психолог
Осуществление психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрация, Психолог, Классные руководители
Деятельность социально-психологической направленности в группах нового набора: -анкетирование студентов и их родителей; -система мероприятий по формированию микроклимата группы; -классные часы: «Как стать волевым», «Как решать кофликтные ситуации», «Сотвори себя сам» и др. -индивидуальная работа со студентами, с родителями. Классные руководители
Работа в общежитии: -анкетирование среди студентов нового набора -психологический практикум «Давайте познакомимся»   Психолог, классные руководители, воспитатели.
№ п/п II блок «Адаптационно-обучающий» Ответственный
Включение студентов групп нового набора в учебную деятельность: знакомство с правилами, с организационными моментами, с основной документацией студента. Зам. директора по учебной работе, преподаватели, классные руководители
Включение студентов групп нового набора в профессиональную деятельность: классные часы о профессии, знакомство с общепрофессиональными дисциплинами Преподаватели, классные руководители
Организация работы по самоуправлению: -в группе -в колледже -в общежитии Проведение учебы нового состава студсовета,тренинга со старостами групп нового набора Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители групп нового набора, воспитатели общежитий, психолог
Заседания методкомиссий с целью диагностики остаточных знаний учащихся по курсу школьной программы Председатели предметных методкомиссий
Контроль и рефлексия всех подразделений за учебно-воспитательным процессом, за степенью вовлеченности в него студентов групп нового набора Зам. директора по учебной работе, преподаватели, классные руководители
Организация благоприятной атмосферы на занятиях: - оформление кабинета -соблюдение санитарно-гигиенических требований - наличие тематических планов, рабочих программ, учебных пособий и др. Преподаватели
Проведение предметных методических недель Председатели предметных методкомиссий
Организация мониторинга Зам. дир. по учебной работе, методист
Адаптационно-обучающие занятия: консультации по предметам, дополнительные занятия   Преподаватели
Вовлечение в кружковую деятельность Преподаватели  
Ежемесячная аттестация первокурсников «Учись учиться» Зам. дир. по учебной работе
Адаптационно-обучающий курс «Введение в специальность» Преподаватели
     
№ п/п III блок «Адаптационно-воспитательный» Ответственный
Проектирование воспитательной деятельности коллектива колледжа через: - план учебно-воспитательной работы; - комплексную программу по адаптации студентов нового набора; - планы работы подотчетных подразделений; - дневники классных руководителей. Зам. директора по воспитательной работе классные руководители, руководитель МО классных руководителей, воспитатели общежитий, психолог, руководитель музея, педагог дополнит. образования, библиотекарь, руководитель физвоспитания, руководитель ОБЖ.
Контроль и рефлексия выполнения программы, планов воспитательной работы, функциональных обязанностей подотчетных подразделений через план контроля. Зам. директора по восп. работе    
Заседания методобъединения классных руководителей в течение года (раз в два месяца), в том числе в рамках адаптационного периода в течение года (раз в два месяца), в том числе в адаптационный период: 3.1. Семинар-практикум «Влияние социально-психологической адаптации на качество обучения», «Анализ работы классных руководителей групп нового набора и воспитателей общежития». 3.2 Обсуждение теоретических и практических основ адаптации студентов в педагогическом процессе   Зам. директора по воспитательной работе, руководитель МО классных руководителей; классные руководители, воспитатели общежитий, психолог.
Организация общеколледжских мероприятий в течение года, участие в них групп нового набора, в том числе мероприятие по ознакомлению с колледжем и персоналом в рамках адаптационного периода- «Разведка», «Посвящение в студенты», «Форум талантов», родительское собрание групп нового набора «Особенности образовательного процесса в колледже»   Зам. директора по воспитательной работе, педагог дополнит. образования
Организация системы внутригрупповой работы: а) внеклассные мероприятия по знакомству с группой, с колледжем и его историей, с городом, родительские собрания; б)классные часы «История ветеринарного колледжа», «Знакомство с уставом колледжа», «О профессии ветеринарного фельдшера», «Формирование межличностных отношений», « О поведении в общественных местах» и др.; в) выборы актива группы и планомерная работа с ним; г) индивидуальная работа со студентами, с родителями.   Классные руководители, руководитель музея, классные руководители группы нового набора.
Организация воспитательной работы в общежитиях: - мероприятия в течение года, в том числе в адаптационный период «Посвящение в жильцы» - проведение бесед- «Общежитие – наш общий дом», «Береги свое имущество», диспута «Хороший ли я сосед»; - выборы органов студсоветов общежитий, организация систематической работы с ними, в том числе конкурсов «На лучшего жильца общежития», «На лучшую комнату, секцию, блок», оформление тематических газет, подготовка к мероприятиям, рейдов по проверке санитарного состояния комнат, секций, блоков и др.; -организационные собрания с приглашением инспектора ПДН и ГАИ -индивидуальная работа со студентами: контроль за поведением студентов, за соблюдением правил проживания в общежитии, беседы с ведением дневника; -работа с классными руководителями, родителями студентов Администрация, классные руководители, воспитатели.
Деятельность органов студенческого самоуправления, а) актив группы; б) молодежный центр; в) заседание по направлениям: совета старост, культмассовиков, редколлегии, трудовых секторов, спортивных секторов, библиотечного совета, спорт, музей. г) ведение журнала заседаний органов студенческого самоуправления; д) комиссия по профилактике правонарушений. Зам. директора по воспитательной работе, библиотекарь.
Оказание методической и индивидуальной помощи в реализации программы. Зам. директора по воспитательной работе, методист.
    Организация деятельности ФОП, кружков, музея   Зам. директора по воспитательной работе, подотчетные подразделения
Вовлечение студентов групп нового набора в систему отношений студент-библиотека: а) ознакомление с правилами работы в библиотеке; б) ознакомление с расстановкой книжного фонда; в) заполнение читательских формуляров, распределение учебников Заведующий библиотекой
№ п/п IV блок «Адаптационно-оздоровительный» Ответственный
Организация диспансеризации студентов, врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовки студентов.     Руководитель физвоспитания, мед.фельдшер, преподаватели, классные руководители
Вовлечение студентов в спортивные секции, подготовка спортсменов-разрядников, организация работы по подготовке инструкторов-общественников, судей по спорту; организация встреч с выдающимися спортсменами и тренерами.   Руководитель физвоспитания, тренеры, классные руководители  
Ознакомление студентов со спортивными достижениями, традициями колледжа. Руководитель физвоспитания
Подготовка и проведение соревнований: -групповых: кросс,первенство колледжа по баскетболу, по волейболу, по лыжным гонкам, по пулевой стрельбе, легкой атлетике, по футболу; -курсовые соревнования:по волейболу, по футболу, по баскетболу, «Веселые старты»; -по личному первенству влегкой атлетике, по настольному теннису, по шахматам. Руководитель физвоспитания
Организация общеколледжских оздоровительных мероприятий: эстафета мира, туристических походов, «Дня здоровья»   Руководитель физвоспитания преподаватели, классные руководители
Организация воспитательной работы в общежитиях: -беседа: «Здоровый образ жизни»; -теннисный турнир между блоками; -работа кружка по настольному теннису; -просмотр кинофильмов о вреде наркотиков, алкоголя, никотина; -спортивно-оздоровительных мероприятий : «День здоровья», «Зарница», «Веселые старты на открытой местности», спартакиады между секциями   Зам. директора по воспитательной работе, воспитатели общежитий, руководитель физвоспитания.
Вовлечение студентов в работу по благоустройству территории колледжа: участие в уборке территории, сборе семян цветковых растений, пересадке рассады для оформления клумб- «Конкурс клумб».   Зам. директора по АХЧ и по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели общежитий
Проведение групповых психопрофилактических бесед по темам наркомании, алкоголизма, форм девиантного поведения.   Психолог
Организация оздоровительной работы в группе: -классные часы по сохранности физического и душевного здоровья студентов: «Час здоровья», «Формирование ЗОЖ» и др. Классные руководители
Соответствие санитарно-гигиеническим нормам  
Эстетическое и тематическое оформление помещений колледжа, клиники, общежитий: -озеленение -оформление (стенды: «Устав колледжа», «Расписание», «Правила проживания в общежитии» и др.)  

Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается повышение уровня подготовленности студента к восприятию учебного материала, комфортное состояние студента в колледже, развитие личности студента.

В физическом плане студент должен быть:

организованным, сытым, чистоплотным, здоровым, без вредных привычек, физически активным.

В сенсорном плане: контактным, спокойным, радостным.

В интеллектуальном: успевающим, понимающим, интересующимся, творческим.

В духовном: уверенным, выдержанным, терпеливым, волевым, ответственным, самостоятельным, дисциплинированным, доброжелательным.

Студент должен уметь ставить цель, рассчитывать способы и средства деятельности, владеть алгоритмами самостоятельной работы, осознавать качество и результаты своей деятельности.

Педагогический коллектив содействует в постановке проблем, целей воспитательной деятельности, подбирает средства под реализации целей; разрабатывает способы (алгоритмы) деятельности, способствует развитию способностей студентов нового набора; помогает им осознавать качество своей и коллективной деятельности.

Программа осуществляется в системе, последовательно, целенаправленно, используется единый подход к вопросу по адаптации новых студентов.

Наши рекомендации